[Теория] Основы сольфеджио и гармонии

Теория. учебники, видеоуроки.

Модераторы: Sibson, fat, Till Ulenspiegel, Yuri Prime, Deeman., SD, djnova

[Теория] Основы сольфеджио и гармонии

Непрочитанное сообщение Deeman. » 15 май 2008, 22:48

Цель сей шпаргалки - обеспечить возможность быстро узнать о том, что подразумевают люди, когда выражаются общепринятыми терминами из теории и гармонии музыки. Для пользования шпаргалкой необходимо всего лишь знать названия нот и их расположение на клавиатуре рояля. Всё остальное здесь разжёвывается через эти названия.

При пользовании шпаргалкой предполагается мыслить изображением фортепианной клавиатуры.

Если у вас есть предложения, замечания или что-нибуть ещё по поводу этого всего, обязательно напишите их прямо здесь.

Заклинаю вас - изучите хотя бы ЭТО! Точно так же, как вы изучили понятия "эквализация", "компрессия" и прочую звукорежиссёрскую лабуду. Выучить семь названий нот, два знака альтерации, двенадцать названий интервалов - это разве сложно для человека, желающего уметь делать хоть какую-нибуть музыку, а??? Тем более здесь всё это описано ну совсем уж примитивнейшим языком.


Часть материала взята с сайта 7not.ru. При желании расширить свои знания по теории следует ходить именно туда. Здесь всего лишь перечислены наиболее часто употребляющиеся термины.

Дополнительно: хороший учебник по гармонии.



:!: Названия нот

Изображение

Тоном называется расстояние, равное расстоянию между до и ре, либо между ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.

Полутоном называется расстояние, равное расстоянию между белой и ближайшей к ней чёрной клавишей, или между белыми клавишами ми-фа или си-до.


:!: Альтерация

Альтерация нот означает их повышение или понижение на полутон. Применяется для обозначения чёрных клавиш, не имеющих собственных названий.
Бемоль (обозначается как b) означает понижение ноты на полтона (к примеру, если вы нажмете ноту ре, то ре-бемоль будет равен ближайшей слева от ре чёрной клавише).
Диез (обозначается как #) означает повышение ноты на полтона (ре-диез - это ближайшая справа чёрная клавиша от ре).

К знакам альтерации также относится бекар. Он снимает действие альтерации в пределе одного такта.
Если знак альтерации стоит при Ключе (он так и называется Ключевым) то он действует на протяжения всей композии или до момента смены тональности.
Если знак альтерации выставлен перед какой-то определённой нотой (такой знак альт. называется Случайным) то он действует на протяжение одного такта ну или до знака Бекар в пределах одного такта.
/ТС/

Также:
ми-диез = фа
фа-бемоль = ми
си-диез = до
до-бемоль = си

(последние четыре строчки, строго говоря, не совсем верны, однако наглядны для разъяснения альтерации)


:!: Названия интервалов

Прима
интервал в 0 полутонов (та же клавиша);

Малая секунда
интервал в 1 полутон (Пример - до:до-диез, ми:фа);

Большая секунда
интервал в 2 полутона (Пример - до:ре, фа-диез:соль-диез);

Малая терция
3 полутона (до:ре-диез, ля:до);

Большая терция
4 полутона (до:ми, соль:си, фа-диез:ля-диез);

Кварта
5 полутонов (до:фа, фа:ля-диез);

Увеличенная кварта, она же уменьшеная квинта, он же тритон
6 полутонов (до:фа-диез, ми-бемоль:ля);

Квинта
7 полутонов (до:соль, ре-диез:си-бемоль);

Малая секста
8 полутонов (до:соль-диез);

Большая секста
9 полутонов (до:ля);

Малая септима
10 полутонов (до:ля-диез);

Большая септима
11 полутонов (до:си);

Октава
12 полутонов (до:до).


:!: Лад

Лад - это система звуков (нот), находящихся в определённых взаимоотношениях.

Абсолютная (то есть, безотносительная) высота, на которой распложена тоника лада, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, служащего в ней тоникой. Название тональности составляется из обозначении тоники и лада, то есть, к примеру, слова мажор. Например: До мажор, Соль мажор и т. д.

Существует великое множество ладов. Лад строится от любой ноты (тоники) посредством "шагания" полутонами от этой ноты, образуя ступени лада. Либо, что встречается гораздо реже, интервалами от тоники. Ниже указано строение в полутонах и интервальное строение двух самых распространнёных ладов:

Натуральный мажор
В полутонах: 2-2-1-2-2-2-1;
В интервалах: 2-4-5-7-9-11-12.

Натуральный минор
В полутонах: 2-1-2-2-1-2-2;
В интервалах: 2-3-5-7-8-10-12.

Более подробную информацию о различных ладах и их строении можно получить здесь.

Ступенями лада называют ноты, на которых он построен. Каждая ступень лада имеет своё обозначение в римских цифрах, а так же некоторые из ступеней обозначаются буквами латинского алфавита. Счёт ступеней ведётся от первой ступени (тоники лада) вверх.

Названия ступеней для мажора и минора:
I ступень - тоника (Т),
II ступень - нисходящий вводный звук,
III ступень - медианта (средняя),
IV ступень - субдоминанта (S),
V ступень - доминанта (D),
VI ступень - субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень - восходящий вводный звук.
Синим выделены наиболее часто встречающиеся термины.

В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство "тяготения" и "устойчивости". Это фундаментальное свойство ступеней лада, обусловленное нашим восприятием интервальных отношений в ладу. Именно свойство тяготения ступеней друг к другу создают магию любой музыки, понимание этого свойства является основным инструментом создания и осмысления звуковысотных отношений в музыкальном материале вообще и мелодиях в частности. Помните, мелодии не существует без такой системы тяготений, вы должны чётко понимать (а главное - интуитивно чувствовать) эту систему, чтобы придумывать хоть сколько-нибуть хорошие мелодии или гармонии в любом стиле музыки, буть то джаз, рок, транс, хип-хоп или прогрессив хаус.

Приблизительно можно расположить ступени по степени устойчивости так:
I ступень - самый устойчивый звук, тяготение отсутствует;
II ступень очень неустойчива и тяготеет вниз, к тонике.
III ступень - устойчивость слабее, тяготение почти отсутствует;
IV ступень - неустойчивая, тяготеет вниз, с умеренной силой.
V ступень - очень устойчива, тяготение пренебрежимо мало;
VI ступень - неустойчива и мягко тяготеет вниз, к V ступени
VII ступень - самый неустойчивый звук, непреодолимо сильно тяготеет вверх, к тонике.


:!: Аккорды

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.


Мажорное трезвучие
состоит из большой терции внизу и малой - вверху (например до:ми:соль);

Минорное трезвучие
состоит из малой терции внизу и большой - вверху (до:ре-диез:соль);

Увеличенное трезвучие
состоит из двух больших терций (до:ми:фа-диез);

Уменьшенное трезвучие
состоит из двух малых терций (до:ре-диез:фа);


Звуки аккорда имеют названия:
Первый звук - прима аккорда;
Второй звук - терция аккорда;
Третий звук - квинта аккорда;
Четвёртый звук (если он есть, такой аккорд называется септаккордом) - септимой аккорда.


Каждый аккорд может быть в трёх положениях:

Положение примы
верхний звук - прима аккорда (пример мажорного трезвучия в положении примы - ми:соль:до);

Положение терции
верхний звук - терция аккорда (соль:до:ми);

Положение квинты
верхний звук - квинта аккорда (до:ми:соль).


На всех ступенях лада можно построить трезвучия. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название (происходящее от названия ступени, на которой оно построено).

Трезвучие I ступени называется тоническим (T);
Трезвучие IV ступени - субдоминантовым (S);
Трезвучие V ступени - доминантовым (D).

Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени - T, S, D.



Последний раз редактировалось Deeman. 09 дек 2008, 19:14, всего редактировалось 9 раз(а).
Аватара пользователя
Deeman.
Демагог
 
Сообщения: 6516
Зарегистрирован: 04 июн 2006
Откуда: СПб

Непрочитанное сообщение StrangeRythm » 15 май 2008, 23:15

К знакам альтерации забыл ещё Бекар! он снимает действие альтерации в пределе одного такта. Да, и если знак альтерации стоит при Ключе (он так и называется Ключевым) то он действует на протяжения всей композии или до момента смены тональности.... А если он выставлен перед какой-то определённой нотой (такой знак альт. называется Случайным) то он действует на протяжение одного такта ну или до знака Бекар в пределах одного такта естес-но :)

Тема хороша! Аффтору респект :)
Аватара пользователя
StrangeRythm
God Member
 
Сообщения: 1799
Зарегистрирован: 05 янв 2007
Откуда: Казань

Непрочитанное сообщение Directore » 15 май 2008, 23:22

а вот мое любимое - самые важные сведения в одном абзаце:
"В зависимости от того, от какой ступени лада построен аккорд, он принадлежит той или иной функциональной группе аккордов. Существует три функциональные группы аккордов:

Тоническая группа.
Субдоминантовая группа.
Доминантовая группа.
Функциональная группа определяет роль аккорда в ладу.

Самым главным представителем тонической группы аккордов является трезвучие от первой ступени. Трезвучие первой ступени(T5/3) реализует функцию устойчивости, покоя, стабильности. Этот аккорд является целью любой последовательности аккордов. Аккорды субдоминантовой и доминантовой группы неустойчивы, но по-разному. Аккорды доминантовой группы содержат седьмую ступень лада, которая является самой неустойчивой ступенью лада, остро тяготеющей к разрешению в тонику. В силу этого, аккорды доминантовой группы звучат напряженно, и также остро тяготеют к разрешению в тонику. Самым выраженным аккордом доминантовой группы является трезвучие от пятой ступени(D5/3). Аккорды субдоминантовой группы звучат более мягко, менее напряженно по сравнению с аккордами доминантовой группы. Главным аккордом субдоминантовой группы является трезвучие от четвертой ступени(S5/3).

По мере развития гармонического оборота, каждый последующий аккорд имеет более напряженное звучание по сравнению с предыдущим аккордом. Отсюда вытекает основное правило, которое используется при построении последовательности аккордов: аккорды субдоминантовой группы не могут следовать за аккордами доминантовой группы.
Любая последовательность аккордов стремится к разрешению в тонику.

Трезвучия от 1-ой, 4-ой и 5-ой ступеней это главные трезвучия лада. Трезвучия от 2-ой, 4-ой, 6-ой и 7-ой ступеней лада называются побочными трезвучиями.

К побочным трезвучиям субдоминантовой группы относятся трезвучия от 2-ой и 6-ой ступеней лада. Внутри каждой группы, аккорды звучат с разной степенью неустойчивости. Чем больше у аккорда общих звуков с тоническим трезвучием, тем мягче он звучит. Трезвучие от 6-ой ступени имеет две общие ноты с тоническим трезвучием. Этот аккорд звучит очень мягко. Трезвучие от 2-ой ступени наоборот не имеет общих звуков с тоническим трезвучием, этот аккорд звучит напряженнее, чем трезвучия от 4-ой и 6-ой ступеней. Напомню, в гармонической последовательности, каждый последующий аккорд имеет более напряженное звучание по сравнению с предыдущим. Отсюда можно вывести правило, которое определяет положение аккордов субдоминантовой группы относительно друг от друга в гармонической последовательности. Типично, что наиболее напряженно звучащее трезвучие от 2-ой ступени появляется в гармонической последовательности после трезвучий от 4-ой или 6-ой ступени, но не наоборот. Трезвучие от 4-ой ступени может появляться в последовательности аккордов после самой слабой субдоминанты, трезвучия от 6-ой ступени лада.

Побочные трезвучия доминантовой группы это трезвучия от 3-ей и 7-ой ступеней лада. Они тоже звучат с разной степенью неустойчивости. Степень напряженности звучания аккордов в доминантовой группе увеличивается в следующем порядке: самая слабая доминанта это трезвучие от 3-ей ступени, за ней следует главная доминанта, трезвучие от 5-ой ступени, далее, самое напряженное по звучанию трезвучие в этой группе, трезвучие от 7-ой ступени лада. В таком же порядке эти аккорды могут появляться в гармонической последовательности.

Обращение трезвучия по своему звучанию диссонансно, напряженно, поэтому в гармонической последовательности оно, как правило, следует за трезвучием в основном виде. Например, S6 следует за S5/3, но не наоборот. То же самое для септаккордов, септима между басом и верхним звуком аккорда добавляет напряженность к звучанию аккорда. Поэтому, обычно в гармонической последовательности септаккорд от N-ой ступени следует за трезвучием, построенным от той же ступени. Например, D7 следует за D5/3, но не наоборот.

T-S-D-T это шаблон, по которому строится гармонический оборот.

Гармонический оборот может быть полным, то есть содержать тонику, а также аккорды субдоминантовой и доминантовой группы, то есть полностью реализовать шаблон T-S-D-T
взято отсюда:
http://www.palette-mct.com/manual_rus/chords.html
"

Отсюда (как я понимаю) выводится мега-формула простой гармонизации:
1-6-4-2-3-5-7.
Где цифры являются ступенями лада!!! Таким образом мы получаем в руки три субдоминантовых аккорда и три доминантовых аккорда и всегда знаем в каком порядке их расположить (то есть получаем в руки несколько готовых решений по гармонизации). Я все правильно изложил? не ошибся?
Directore
Full Member
 
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 22 авг 2007

Непрочитанное сообщение Deeman. » 15 май 2008, 23:41

Про бекар мне лениво добавлять..

И про функции тоже..
Часть материала взята с сайта 7not.ru. При желании расширить свои знания по теории следует ходить именно туда или сюда. Здесь всего лишь перечислены наиболее часто употребляющиеся термины.

Я немного некорректно выразился.. Если вы хотите, чтобы что-то было добавлено в первый пост, сделайте это в максимально краткой форме. Не больше двух-трёх предложений.

Это не учебник, это шпаргалка из учебника. Шпаргалка. Так и запишем.

А в "комментариях" - пожалуйста, можно добавлять любые объёмы. Но желательно, чтобы они всё-таки были как-то структуированы. В идеале так, как в первом посте.
Аватара пользователя
Deeman.
Демагог
 
Сообщения: 6516
Зарегистрирован: 04 июн 2006
Откуда: СПб

Непрочитанное сообщение Directore » 16 май 2008, 00:02

deeman
моя "мега-формула простой гармонизации" 1-6-4-2-3-5-7 верна? Хотел бы обсудить, так как не владею муз. теорией. если верна - готов переписатьв се сжато и своими словами.
Directore
Full Member
 
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 22 авг 2007

Непрочитанное сообщение Deeman. » 16 май 2008, 00:12

Мега-формула гармонизации - это I-IV-V-I, T-S-D-T, основные резвучия. Она наиболее общая.

Побочные трезвучия всего лишь используются вместо основных при определённых условиях, как я понимаю.

Тут надо бы гармонию вспомнить.. Способина почитать...
Аватара пользователя
Deeman.
Демагог
 
Сообщения: 6516
Зарегистрирован: 04 июн 2006
Откуда: СПб

Непрочитанное сообщение TContinental » 20 июл 2008, 22:56

Онлайн риалтайм прога для построения аккордов -
http://www.looknohands.com/chordhouse/piano/
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10321
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение Леонид Март » 23 июл 2008, 14:23

Deeman, хороший ты дядька!
Спасибо тебе :)
Аватара пользователя
Леонид Март
Full Member
 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 27 апр 2007

Непрочитанное сообщение Deeman. » 23 июл 2008, 15:01

Пожалуйста. :pardon:
Аватара пользователя
Deeman.
Демагог
 
Сообщения: 6516
Зарегистрирован: 04 июн 2006
Откуда: СПб

Непрочитанное сообщение KY » 14 окт 2008, 17:27

самое интересное это эксперементировать с T S D T такими методами научного тыка родились очень многие направления музыки например такие как блюз где на первом месте стоит субдоминанта. Так что можно мноооого чего натворить главное не боятся:) как заведено чем причудливей форма тем она примечательней=)также можно в статейку добавить что нибуть по поводу ритмических основных фишках типа синкоп или триолек:)

2 Deeman

ну уж клацать по Т С Д Т ето совсем убого и неинтересно:) разве что поначалу только:)

2 Directore

Странно что форма состоит из 7 составляющих:))что то ето противоречит квадратным формам музыки или была дапущена опечатка? :)
KY
Newbie Member
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 13 окт 2008

Непрочитанное сообщение Deeman. » 14 окт 2008, 19:22

KY писал(а):2 Deeman

ну уж клацать по Т С Д Т ето совсем убого и неинтересно:) разве что поначалу только:)

То есть как бы совсем не важно, что я под своими словами имею в виду тоническую, субдоминантовую и доминантовую группы, в которые входят трезвучия всех остальных ступеней, а так же некоторые гармонические отклонения от лада?
Аватара пользователя
Deeman.
Демагог
 
Сообщения: 6516
Зарегистрирован: 04 июн 2006
Откуда: СПб

Непрочитанное сообщение Playton » 14 окт 2008, 19:50

Будет время - напишу тут большую статью про гармонию, аккордообразование, интересные сочетания, специфику разных стилей в этом направлении и проч. Курсовую на эту тему писал.
Playton
God Member
 
Сообщения: 3069
Зарегистрирован: 30 ноя 2005
Откуда: Уфа

Непрочитанное сообщение TContinental » 14 окт 2008, 20:21

Оп! Плэйтон, давай давай! Очень очень ждёмс!
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10321
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение NightChild » 14 окт 2008, 22:09

Да, было бы просто круто,очень хочется почитать
Да и просьбаэта не только к Плейтону...Уверен, что многим профи есть чем поделиться...приёмами, эффектными методами и так далее...
Аватара пользователя
NightChild
Junior Member
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 23 июн 2007
Откуда: Белорусь

Непрочитанное сообщение NightChild » 16 окт 2008, 22:30

Эх..к новому году хоть бы поучиться...
Аватара пользователя
NightChild
Junior Member
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 23 июн 2007
Откуда: Белорусь

Непрочитанное сообщение Dj A Lim`s » 08 дек 2008, 17:47

О.во,надо же,и далеко ходить оказывается то совсем не надо..
Застрял на положениях аккордов.на первом же положении примы.не понял каким боком произошло такое преобразование.. :?
Аватара пользователя
Dj A Lim`s
Full Member
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 31 мар 2007
Откуда: Астраханская обл

Непрочитанное сообщение TContinental » 08 дек 2008, 20:17

Кварта
5 полутонов (до:фа, фа:си-диез);

Бугага.
Я хочу 1.000.000 баксов, вертолёт, и дом на Багамах. Иначе я всем расскажу!!!
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10321
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение Deeman. » 08 дек 2008, 21:21

Ты нарочно это сделал! Негодяй! Шантажист! Он меня подставил, не верьте ему. Си-диез не существует! :x
Аватара пользователя
Deeman.
Демагог
 
Сообщения: 6516
Зарегистрирован: 04 июн 2006
Откуда: СПб

Непрочитанное сообщение SergZX » 08 дек 2008, 21:23

Deeman. писал(а):Ты нарочно это сделал! Негодяй! Шантажист! Он меня подставил, не верьте ему. Си-диез не существует! :x

эм... ну практически - нет..
а если теоретически, то Си# = До :invent:
чудеса да и только :roll:
Аватара пользователя
SergZX
God Member
 
Сообщения: 7188
Зарегистрирован: 19 ноя 2008
Откуда: 59, 159, 66, 96, 196 rus

Непрочитанное сообщение TContinental » 08 дек 2008, 22:56

Не надо ля-ля. Гм... Ля-ля... Гм... Не надо А-А.)) Короче не надо си-диез мне впаривать. Бемоль там и всё.
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10321
Зарегистрирован: 02 май 2006

След.

Вернуться в Учебные материалы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Наши проекты: MixGalaxy.ru | Всё о FruityLoops и FL Studio на MixGalaxy.ru | Всё о Propellerhead Reason на ReasonMusic.ru