Тестовые музыкальные фрагменты и композиции.
Высококачественные тестовые сигналы.
Для надёжной и объективной оценки качества акустического тракта необходим аудиоматериал, разнообразный по жанрам произведений, музыкальным решениям, условиям записи, эмоциональному содержанию, насыщенности звуками и их смыслом, чувствительности к различным недостаткам тракта. Поскольку время прослушивания, как правило, составляет не более часа-двух, возникает задача подобрать наиболее универсальные в плане тестирования композиции и их фрагменты. Однако для этого необходимо иметь обширную фонотеку, позволяющую сделать подобный выбор, а чтобы этот выбор был верным, нужен некоторый опыт прослушивания и анализа звучания акустических трактов. Таким образом, подбор тестового материала оказывается весьма нелёгкой задачей, даже с учётом выпуска нескольких специальных тестовых дисков: их тиражи малы, а записям зачастую не хватает разнообразия.
Аудиоматериал, опубликованный на этом сайте, в значительной степени решает данную задачу. Широкий спектр тестовых фрагментов и композиций, испытательных сигналов подобран с учётом рекомендаций опытных разработчиков акустических систем и усилителей. В полном объёме представлено несколько специальных тестовых дисков, ряд альбомов и классических произведений, что даёт свободу выбора. Комментарии ко многим фрагментам и композициям основаны на детальном анализе результатов их многократного прослушивания различными людьми на различных трактах.
___________________
Prime Test CD #1
Характерные фрагменты из 45 композиций различных жанров + высококачественные тестовые сигналы.
Prime Test CD #1 является самостоятельным тестовым диском и рекомендуется к использованию в готовом виде (421,767,877 байт). Распаковав архив, прожигайте образ диска (естественно, в режиме «Disc at once») последней версией Nero либо Alcohol, ранние версии могут некорректно работать с этим образом из-за большого количества треков (99). Если же при записи диска всё равно возникают ошибки, попробуйте установить образ в качестве виртуального диска (с помощью DaemonTools или Nero ImageDrive) и скопировать его на болванку утилитой CloneCD, – этот способ наиболее надёжен. Объём образа составляет 79 минут 56 секунд, т.е. не выходит за пределы стандарта CD-DA.
Диск состоит из двух частей. Первая часть представляет собой экспресс-тест, собранный из 45 фрагментов разнообразных композиций. Здесь не использовались композиции, встречающиеся в других главах этого раздела, а также композиции, фрагментирование которых приводит к существенной потере художественного содержания. Порядок фрагментов не случаен: переход между контрастно звучащими записями, смена настроения даёт больше информации о звучании тракта, чем случайное прослушивание. Фрагменты выбраны из контекста так, чтобы передать максимум особенностей звучания за минимальное время. Безусловно, этот экспресс-тест не идеален и позволяет лишь быстро получить представление об основных характеристиках тракта. Для более подробного анализа звучания рекомендуется дополнить его, например, диском The Best of Linn Records, композициями со сборника Prime Test CD #2 и других тестовых дисков данного раздела.
Следует отметить, что непрерывное внимательное прослушивание всей первой части диска довольно сильно изматывает, поэтому не рекомендуется слушать диск в усталом либо эмоционально нагруженном состоянии, тем более что последние треки наиболее сложны для верного воспроизведения и требуют концентрации на музыке.
Вторая часть диска – набор откалиброванных испытательных сигналов максимально возможного для формата CD-Audio качества. Среди них импульсы, идеальный розовый шум и его третьоктавные полосы, ряд синусоидальных сингалов, меандр разной частоты. Будьте осторожны при использовании некоторых спецсигналов: их прослушивание, а также проведение соответствующих измерений следует осуществлять при небольшом уровне громкости, иначе в лучшем случае результаты измерений будут некорректны, а в худшем аппаратура выйдет из строя.
Номера трэков и их описания:
1 Pink Floyd - Time
EMI Records © 2000
Этот фрагмент не зря стоит на первом месте. Перезвон записан очень натурально и довольно громко. Если слышны искажения, АС «кричат», удары раздражают, – значит, выбранный для прослушивания уровень громкости слишком велик. Отрегулируйте его так, чтобы, с одной стороны, чётко слышать мелкие детали, а с другой – чтобы они воспроизводились легко, без напряжения.
Нижний регистр под конец фрагмента может обнаружить неудачное расположение АС в помещении наличием «подбубнивания» или гула. Удары должны быть «плотными» и вместе с тем уходящими довольно глубоко по НЧ.
Данный фрагмент взят с известного альбома «Dark Side of the Moon» 1973 года. Чуть позже прозвучит ещё несколько отрывков с этого замечательного диска.
2 Yello - How How
Phonogram GmbH (Hamburg) © 1994
Большое количество мелких призвуков, особенностей тембров электронных инструментов и обработанных голосов, а главное, чёткая локализация источников на звуковой сцене позволяют точнее оценить правильность расположения АС, специфику акустики помещения, привыкнуть к ней. В общем, трек достаточно сложный для воспроизведения, но при этом чисто аудиофильский.
Прислушайтесь к тембру вступительных нот. Сколько нот одновременно звучит? А если две, то не слишком ли мешает задержка фазоинвертора? Затем вступают тарелки – оцените их звучание, локализацию. Возможно, придётся откорректировать расположение АС. Резкие вставки, вроде той, что на 15-й секунде, капризны к ВЧ динамикам. Впрочем, слушайте сами – здесь много необычных мелочей. В частности, поэтому музыка Yello так не любит сжатие с потерями (вроде mp3).
Данный трек взят с альбома «Zebra» 1994 года (диск 522 496-2), – довольно интересный альбом, успешно дополняющий «Motion Picture» в фонотеке аудиофила или инсталлятора акустических систем.
3 Dao Dezi - La Jument de Mishao
EMI France ©
Энергичный фрагмент с ярким электронным басом. Тембр басового аккомпанемента, с одной стороны, позволяет отметить естественность/неестетсвенность спада НЧ в тракте, а с другой стороны, уточняет специфику НЧ в помещении для прослушивания. На отметке 0:46 бас довольно глубок и может потерять свой колорит.
Ведущие ритм тарелки, отлично слышимые в начале фрагмента, ненастоящие. Обратите внимание на звучание голосов, их некоторый контраст с электронным аккомпанементом, различие партий солиста и хора.
К концу этого фрагмента слушатель уже привыкает к помещению и особенностям стереопанорамы в нём.
4 Sting - Why Should I Cry for You
A&M Records © 1994, remastered 1998
Напрасно говорят, что поп звучит «попсово» на любой акустике. Композиции Стинга – яркий пример простой, но качественно записанной и довольно эмоциональной музыки. В данном фрагменте интересно звучит вокал: помимо чувствительности к тембральному балансу тракта, свойственной любой хорошей записи вокала, здесь заметно влияние согласования динамиков, качества звучания ВЧ-динамиков.
Дело в чуть заметной хрипотце голоса Стинга: не обращая на неё внимания, мы, тем не менее, воспринимаем часть эмоций через её игру, поэтому её окраска либо подчёркивание (это, кстати, может вызвать и усилитель) выливается в неадекватное восприятие композиции. В частности, если за время звучания этого фрагмента вы не прониклись настроением композиции (с учётом впечатлений от трёх предыдущих отрывков), значит, либо в тракте есть проблемы, либо вы не подготовлены к прослушиванию.
5 Владимир Высоцкий - Протопи ты мне баньку по-белому
Polydor France © 1977
Вообще-то этот трек нужно слушать целиком. Однако и этот фрагмент позволяет многое узнать. Вокал Высокцого здесь очень здорово поставлен, он поёт настолько эмоционально и чисто, что настроение передаётся мгновенно.
В голосе не должно быть «подзвона», «сипения». На многих АС Высоцкий поёт словно через ткань, голос получается «тухловатым» – этого не должно быть.
6 Dire Straits - Once Upon a Time in the West
Mercury Records Ltd (London) © 1996
Композиции Dire Straits замечательно сочетают в себе высокое качество записи, богатство музыкальных решений и эмоциональность исполнения. В этом фрагменте, взятом с начала первой композиции их раннего альбома «Communiqué», очень красиво записана электрогитара.
Вслушайтесь в резкую атаку, и вместе с тем мягкость и теплоту лампового комбика. Вступительную партию поддерживают аккорды чуть потираемых струн, и всё это обрамляется реверберацией. Звучание гитары хочется назвать «сладким». Некачественный источник сразу внесёт грязь, а плохо звучащий усилитель высушит это звучание.
7 Henry Mancini - Pink Panther
Telarc Digital ©
С первого же звука вы узнаёте эту композицию, так как уже много раз её слышали. Но помещение, в котором играют музыканты, – его акустика по-прежнему не может не впечатлять. Реверберации позволяют даже оценить его размеры. Сохраняется ли во второй половине фрагмента этот эффект присутствия? Если нет, то ищите решение проблемы в лучшем случае в угле разворота колонок, в худшем – в сведении динамиков.
8 Pink Floyd - Money
EMI Records © 2000
Ещё один фрагмент с альбома «Dark Side of the Moon» попал сюда благодаря натуральности звуков и чёткой пространственной локализации их источников. Некоторые звуки кажутся исходящими только из левого либо только из правого канала, но – прислушайтесь – на самом деле это не совсем так. Впрочем, далеко не каждое помещение позволяет уловить этот нюанс.
9 Песняры - Рушнікі
Philips Studio © 1994
Фирменное многоголосие «Песняров» передать полностью достаточно тяжело. Владимир Мулявин немало сил отдал на то, чтобы аранжировать композиции именно голосами.
Вы слышите каждый голос, узнаёте их по тембрам, или звучит просто безликий хор?
10 Giuseppe Verdi - Requiem: Dies Irae
Telarc Digital ©
Запись очень натуральна и динамична. Помимо крупномасштабных перемен в громкости оркестра и хора, позволяющих оценить динамический диапазон системы, на высококачественном тракте сказываются мелкие громкостные перепады (особенно в хоре), усиливающие эффект до десятков фон и добавляющие адреналин.
Испугались барабана? А второй раз? Грамотно настроенная трансмиссионная линия отыгрывает этот барабан просто изумительно. Звучание хора на этой записи капризно, далеко не каждая АС отыграет его по-настоящему натурально.
11 Michael Jackson - Black or White
Sony Music/Epic/Mjj © 1991
Ещё один пример «попсовой» тестовой композиции. Хотя она относительно проста для воспроизведения, феноменальная точность записи предъявляет определённые требования к тракту. Звук вставки кассеты в плеер вызывает сильный эффект присутствия, вы прямо видите это. По ходу фрагмента идёт оригинальный драйв. И ещё: Майкл Джексон кое-где делает голосовые вставки, – обратите внимание, как у него это здорово получается, как он выкладывается в каждом звуке. Если же вы слышите лишь банальное «подвизгивание» – значит, есть проблемы в звучании.
12 Jacques Loussier - Gavotte in D Major
Telarc Digital © 1996
Потрясающее качество записи живого звука, и не менее впечатляющее мастерство исполнителей. Казалось бы – рояль, контрабас и ударные, что можно на них сыграть? Но запись поражает своей красотой и ёмкостью, слаженностью работы исполнителей, а главное – живостью инструментов.
Вспомните, как вы впервые слушали живое исполнение на рояле, вам тогда наверняка казалось – как странно он звучит, раньше это звучание представлялось по-другому. А живой рояль именно таким должен быть. И на этой записи он именно такой. Оцените резкость верхних нот, богатство тембра нижней си на 57-й секунде...
Редкий фазоинвертор хорошо играет контрабас. Примечательный момент: на 35-й секунде контрабас берёт ре, и затем, после удара – это не передать словами, дух захватывает! А при плохом балансе по НЧ слышно лишь некое завывание.
Об ударных и сказать нечего. Это талант – так чётко улавливать игру других, где-то вести их, где-то подыгрывать, и всё это с динамикой, импровизацией и невероятной живостью.
Качественный тракт передаёт всё это автоматически, вам не приходится задумываться, анализировать игру музыкантов. Если же приходится догадываться и домысливать – это уже самообман и внушение.
13 Dire Straits - You and Your Friend
Mercury Records Ltd (London) © 1996
Ещё один фрагмент из творчества Dire Straits, на этот раз с последнего альбома «On Every Street» 1991 года. Здесь сконцентрировано мягкое и сильное звучание бас-гитары. Не стоит следить за тембром, – просто наслаждайтесь этой ненавязчивостью, спокойствием.
Помешать же этому может плохой баланс по басу и нижней середине. Например, атака может зазвучать потешно (в то время как сама композиция имеет созерцательное настроение), нижний регистр может стать обрубленным. Не говоря уже о гуле и бубнении.
14 Андрей Климковский - Тайны Марса III (New Generation RMX)
Neane Records © 2004
Фрагмент композиции одного из лучших отечественных композиторов-электронщиков. Вообще, электронные композиции хороши в качестве тестовых благодаря тому, что и композитор, и исполнитель, и звукорежиссёр, и автор концепции – один человек, а потому эмоциональная картина очень точна и зачастую лучше выявляет недостатки тракта, чем инструментальная музыка или вокал. Но у них есть и недостаток: в большинстве случаев нельзя говорить о натуральности звучания, т.к. не бывает идеальных синтезаторов, а также редко удаётся выделить композицию из контекста альбома, а ещё реже – фрагмент из контекста композиции без потери музыкального содержания.
В художественном плане именно этот фрагмент (взятый с сингла «Тайны Марса») не даёт представления о композиции, т.к. был выбран из-за спецэффектов. Здесь начинается серьёзная работа сабвуфера. Именно сабвуфера, – никакие обычные колонки, кроме, быть может, Genesis APM-1, не воспроизведут полноценно нижний регистр во второй половине фрагмента.
Запись скомпрессирована и звучит натянуто, форсированно. Однако АС с запасом по мощности отыгрывают её спокойно, без надрыва. Если, конечно, питание усилителя в порядке.
15 Acoustic Alchemy - The Notting Hill Two-Step
GRP Records © 1998
Обилие чисто записанных инструментов, разнообразие в звучании фортепиано. Сможете подобрать его партию на слух? Хорошие АС помогают в этом, не искажая атаку и чётко фиксируя в вашей памяти аккорды мелодии. Удар на 13-й секунде не должен шипеть.
В целом фрагмент капризен в натуральности звучания инструментов, но легко передаёт эмоциональный подтекст, зажигательность. Этот и предыдущий фрагменты чем-то похожи, но в характере звучания контраст очень резок.
16 Rebecca Pidgeon - Spanish Harlem
Chesky Records ©
Интересная и насыщенная нюансами запись женского вокала. Он здесь не богат эмоциями, но зато есть оттенок, позволяющий догадаться, сопереживает певица тексту песни или думает в первую очередь над выразительностью своего голоса. Этот оттенок довольно сложно передать.
Голос должен звучать свободно, легко. Ощущение пения «в нос» либо почтенного возраста поющей – явный признак отсутствия верного тонального баланса.
17 Scott Henderson - Dolemite
MESA/Bluemoon Records © 1997
Очень динамичная и богатая деталями композиция. Если она вам кажется звучащей на одном уровне громкости, тускло – значит, тракт плохо передаёт динамику тембров.
Эта композиция заметно по-разному звучит на разных трактах. Чем-то стиль её звучания похож на стиль Yello, но здесь разнообразие инструментов не умаляет их индивидуальности.
18 Goran Bregović - 7/8 & 11/8
Mercury France © 2000
Отрывок из альбома Горана Бреговича «Music for Films» 2000 года. Вообще говоря, композиции из этого альбома желательно слушать целиком, но, с другой стороны, без их фрагментов экспресс-тест сильно пострадал бы.
Вы чётко слышите, когда две флейты играют вместе, а когда играет одна? При этом флейты вовсе не одиноки: общую атмосферу создаёт причудливый аккомпанемент на заднем плане. Натуральность этих звуков на качественных АС просто поражает.
19 Yello - Squeeze Please
Mercury Records © 1999
И ещё один фрагмент из Yello. На этот раз насыщенность нюансами, мелкими деталями, динамика и чёткость переходят все границы. С первого мгновения фрагмент будоражит, ведь предыдущий был намного тише и спокойнее. Говорить о деталях подробно не представляется возможным – ими богат каждый участок фрагмента. Разнообразные звуки всевозможными способами сочетаются в общем винегрете, но вместе с тем не мешают друг другу, каждый сохраняет свой колорит, реверберации. Довольно оригинально обыграны их источники на стереопанораме. Обратите внимание на нижний регистр в конце записи.
В целом композиция сложна для воспроизведения, хотя и не содержит особого смысла. Вся её сущность – в самом звучании, и оно должно доставлять удовольствие просто своей потешностью. В соседнем разделе приведён весь альбом «Motion Picture», с которого взят этот фрагмент.
20 Dire Straits - Your Latest Trick
Mercury Records Ltd (London) © 1996
«Brothers in Arms» – лучший альбом Dire Straits с точки зрения тестового материала. Хотя «On Every Street» в этом смысле ненамного уступает.
Нежность, грусть саксофона мгновенно снимает настроение, созданное предыдущей записью. Здесь хорошо заметна «фирменная» окраска в звучании различных АС. Но никакой окраски не должно быть ни в саксофоне, ни в вокале. В целом настроение записи трудно описать словами, проще его однажды прочувствовать.
21 Vangelis - Opening
Вангелис – известный мастер электронной музыки. Особенно трепетно он относится к качеству записей. Ведь очень важно сохранить то, авторское, звучание, которое не присуще ни одному живому инструменту.
От шелестоподобных звуков на 8-й и особенно на 26-й секунде по телу бегут мурашки, если АЧХ системы достаточно ровная. Обратите внимание на перезвоны с неким подобием эха, они искусственны, но звучат как бы натурально. Интересный эффект, сильно зависящий от согласованности динамиков.
22 Paco de Lucía - Concierto de Aranjuez, «Adagio»
Polygram Iberica, S.A. © 1991
Эта запись была сделана прямо в концертном зале и не подвергалась никаким обработкам. Известный гитарист Paco de Lucía с потрясающим мастерством исполняет свою версию «Concierto de Aranjuez» на акустической гитаре под аккомпанемент оркестра. Безусловно, это произведение следует слушать целиком, и представленный фрагмент служит скорее для ознакомления, но, тем не менее, он годится в качестве тестового.
Динамика записи здесь очень капризна к качеству тракта. Многие ошибаются, утверждая, что акустическая гитара имеет узкий динамический диапазон. Гитара говорит, выплёскивает эмоции почти как человек. По красоте она, пожалуй, не уступает арфе. Но на многих АС слышно просто обычное бренчание.
Оркестр вступает очень грандиозно, но адекватно передать массив звучания струнных – нелёгкая задача. В подготовленном помещении ощущается пространство концертного зала.
23 Joe Satriani - Crushing Day
Relativity Recordings ©
Теперь звучит электрогитара. Это один из ранних альбомов Joe Satriani, «Surfing with the Alien» (1987 год), соло из простой по сюжету, но заметно привередливой к акустическому тракту композиции. Об особенностях воспроизведения «тяжёлой» музыки будет сказано далее, здесь же стоит отметить, что музыка вовсе не тяжела, и на хорошем тракте вместе с динамикой и сочностью гитарного соло слышно её приподнятое настроение, даже какой-то оттенок шутки, и название композиции воспринимается в положительном смысле, давая заряд бодрости.
Обратите внимание на ход, динамичное построение соло, важность каждой мелкой, как бы невзначай сыгранной нотки. Тембр гитары подобран очень удачно: юморной оттенок завуалирован и проявляет себя лишь на хороших колонках. Не меньшее внимание следует обратить на ритм-секцию: она не должна смешиваться с басом, как часто происходит на АС с низкокачественными динамиками.
24 Peter Tchaikovsky - Rokoko Variations
Erato © (исполняет Мстислав Ростропович)
Короткий и показательный фрагмент. Точно передать аккомпанемент скрипок, не умаляя выразительности звучания виолончели, довольно сложно. А под конец фрагмента, когда виолончель берёт верхнее ми, – почувствуйте, как она его тянет, старается, – скрипки не должны этому мешать! Это сложный момент, даже АС высокого класса на нём спотыкаются.
Не обольщайтесь, услышав гул проезжающей мимо машины. Этот гул ещё способен выдать помещение, где производилась запись. Но это происходит только в хорошо заглушенной комнате для прослушивания.
25 Pink Floyd - The Great Gig in the Sky
EMI Records © 2000
Наиболее интересный фрагмент со всего альбома «Dark Side of the Moon», как ни странно. Вокал здесь очень необычен и при этом погружён в пучину мелодии. Большинство АС просто орут вместо того, чтобы передать шквал эмоций, оставляющий неизгладимые впечатления особенно после того, как будет подчёркнут последними вздохами и затуханием мелодии. В этом плане должна быть хорошо заметна разница между транзисторными и ламповыми усилителями.
26 Vangelis - Conquest of Paradise
Фрагмент известного саундтрека к фильму «1492 – Conquest of Paradise». Вангелис здесь добился изящного сочетания хора и электронного аккомпанемента. Причём аккомпанемент этот чрезвычайно богат, а характер звучания отдельных инструментов выверен донельзя. Каждым своим звуком электронный оркестр обрушивает на слушателя всю мощь колумбовского триумфа.
«Скучно» звучащие системы здесь легко обнаруживают свой недостаток. Достаточно требователен этот фрагмент и к разрешению, которое обеспечивает тракт.
27 Goran Bregović - Poursuite
Mercury France © 2000
И снова Брегович, «Music for Films». Здесь можно было бы просто написать «Без комментариев», – так ясны отличия в звучании этого отрывка на разных АС. Чистый тембр, невероятная натуральность и недвусмысленный эмоциональный окрас звучания как отдельных инструментов, так и духового оркестра в целом рисуют музыкантов в воображении слушателя вплоть до выражения их лиц.
Большинство нежелательных призвуков и общих тональных перекосов выявляется на этом фрагменте очень быстро. Но при этом желательно наличие опыта прослушивания этого же отрывка на действительно качественном тракте.
Вообще именно народные мотивы с их колоритом, оригинальностью и непосредственностью при надлежащем мастерстве исполнения и как можно более коротким трактом записи – отличный материал для тестирования акустических трактов. И Горан Брегович доказывает это альбомом «Tales and Songs from Weddings and Funerals», фрагменты из которого – ещё более сложные! – прозвучат чуть позже.
28 Песняры - Жураўлі на Палессе ляцяць
Это реставрированная запись 1968 года. Техническое её качество низкое, однако уникальный тембр голоса Игоря Пени сохранён, и на хороших АС слышно, как вокалист владеет голосом, насколько этот голос чист и богат.
В нём не должно быть ни металлических призвуков, ни «тухлости», ни форсажа. И никаких прочих эмоций, кроме любви к родному краю. Сложнее с этим во второй половине отрывка: система может не выдержать шквала аккомпанемента и «провалить» звучание вокала.
29 Dire Straits - News
Mercury Records Ltd (London) © 1996
Снова альбом «Communiqué», развязка композиции «News». Слушайте этот фрагмент отвлечённо, но если Нопфлер таки-заставит вас сопереживать событиям – значит, тракт неплох. Здесь чувствуется, что Марк поёт не просто с выражением, а как бы пропуская ситуацию через себя.
Интересно записаны ударные под конец отрывка: создаётся эффект присутствия в том самом помещении перед ударной установкой.
30 Wolfgang Amadeus Mozart - Ave Verum Corpus (KV 618)
Philips Classics © 1984 (Belart)
Отрывок из сборника Ave Maria: Geistliche Lieder, запись можно считать документальной: она не подвергалась никаким обработкам. На тракте среднего качества запись кажется глухой, голоса – неестественными и похожими один на другой, слова сливаются в гул, подчёркиваются отдельные звуки, моменты. Струнные заглушают хор.
Ничего этого не должно быть на тракте высокого качества. А если вы ощутите естественность реверберации записи и сможете «увидеть» помещение – считайте, вам очень повезло как с самими АС, так и с их расположением.
31 Rage - War of Worlds
Steamhammer © 2003
Умиротворённость предыдущего фрагмента разрывает вторая композиция альбома «Soundchaser» группы Rage. Этот резкий контраст вызывает некоторый страх и вместе с тем восхищение точностью и чистотой обрушивающегося звука, он идёт как бы «стеной», а не «из пространства», как в предыдущем фрагменте. Ещё более сильный контраст наблюдается в эмоциональном окрасе звучания.
Насладитесь ритм-гитарой, проработанной фактурой её звука. За ней вступают остальные инструменты, вокал. Всё быстро и чётко, но при этом никакого шума, ничего лишнего. Редкая двухполосная система способна передать такой мощный поток, ничего не замаскировав, не исказив, не смешав в какофонию агрессивную, но стройную звуковую картину.
32 Андрей Климковский - Океан надежды
Neane Records © 2000
Ещё один фрагмент из творчества Андрея Климковского, из альбома «Алые паруса» 2000 г. (диск NR 0901). Этот альбом был написан не так, как большинство других. Он получился быстрее, сам собой, плодом мимолётного вдохновения, и это ставит альбом на высокую планку, несмотря на технически невысокое качество синтезаторов и мелкие дефекты записи в ВЧ диапазоне.
Спокойный и ненасыщенный, этот фрагмент полон эмоциями, за считанные секунды снимающими «шок» от предыдущего отрывка. Удивительно, но немногие АС адекватно передают живой шум моря, ощущение мечты, романтики в глубине души. Небольшой перекос в согласовании динамиков – и музыка начинает резать слух, превращается в попсовый мотив.
33 Children of Bodom - Hatebreeder
Spinefarm records ©
Приготовьтесь вжаться в кресло.
Уровень громкости на этой записи сильно завышен, но компрессия сделана очень грамотно. Весь частотный диапазон пестрит множеством деталей и оттенков. Драйв, скорость, гитарные и синтезаторные переливы, бешеный ритм, истошный вокал – как страшно и как красиво!..
Вместе с тем эмоциональный настрой композиции позитивный, нет такой депрессивности, как у Graveworm или Dark Tranquility, несмотря на «чёрный» текст композиции, – он воспринимается, можно сказать, как декорация.
Очень редкая АС не смешает здесь в кучу ритм и бас, гитару и клавиши; и голос, и ударные должны звучать бритвенно чётко (конкретно на этом отрывке даже вполне разборчивы слова), а мощный низкочастотный хит на 17-й секунде вгоняет слушателя в кресло ещё глубже.
Хорошим критерием разборчивости для тех, у кого хорошая акустическая память, может служить сложное соло на гитарах/клавишах во второй половине фрагмента. При чистом звучании каждый звук хорошо откладывается в памяти, и уже после второго-третьего прослушивания вы сможете разобрать это соло по нотам.
34 Goran Bregović - Maki Maki
Mercury France © 2002
Колорит этой композиции из альбома «Tales and Songs from Weddings and Funerals» – это нечто особенное. Зажигательность исполнения настолько мощна, что мгновенно вызывает улыбку, а в момент 0:22 может вызвать приступ искреннего смеха.
Оцените тембральную насыщенность духовых, их естество, юморное звучание, особенно когда большие трубы берут нижние ноты. Даже если вы безнадёжный флегматик, отрывок даст заряд бодрости и хорошего настроения. На референсном тракте.
35 Shankar Lakshminarayana - Song For Everyone
(исполняет Аркадий Шилклопер)
Очень интересная, оригинальная, показательная запись. Эффект присутствия, который ей создаётся, не передаётся словами, это надо слышать. Флюгельгорн материализуется прямо перед глазами. Но мало того – практически в нетронутом виде присутствует акустика большого помещения. Сами по себе послезвучия хорошо слышны уже на тракте среднего качества, но вот их характер, естественность, рисующая этот зал, достигается далеко не везде.
В наиболее громких моментах (0:36, 0:55, 1:05) присутствует лёгкая окраска: это небольшой дефект записи. На хороших мониторах он должен быть заметен.
36 Jacques Loussier Trio - Gnossienne No.2
Telarc Digital © 1998
Отрывок из альбома Jacques Loussier Trio - Satie: Gymnopédies/Gnossiennes. Безусловно, этот альбом лучше слушать полностью, – французский импрессионизм требует внимания, проникновения, воображения. Этот же фрагмент приведён просто как пример звучания контрабаса.
На самом деле не так просто воспроизвести щипковую игру контрабасиста. Само по себе звучание этого инструмента завораживает спокойной мощью, объёмом, своеобразным «дыханием» инструмента. Оно даёт почувствовать мягкость струны, дерево корпуса.
Редкая АС не привнесёт в это звучание чего-то своего, не принадлежащего ни струне, ни корпусу. Обычно это банальный гул, бубнёж. Иногда звучание просто искажается, становится «толстым» либо «задохнувшимся».
В конце фрагмента появляется рояль. Ненадолго, но здесь достаточно лишь вступления. Если он появился как-то неожиданно, звучит будто в другом помещении – значит, неверен баланс между нижней серединой и средними частотами.
37 Goran Bregović feat. Iggy Pop - In the Deathcar
Этот фрагмент взят с альбома «Arizona Dream» 1993 года. Прежде всего он интересен оригинальным вокалом, но надлежащее его звучание описать трудно.
Вокал Игги слишком специфичен, но это не умаляет естественности его звучания на действительно хорошем тракте. Бывают ситуации, когда обычный и даже оперный вокал отыгрывается системой отлично, в то время как данный фрагмент обнаруживает несоответствия. Благодаря этому отрывок удобен при сведении полос в АС.
Особого секрета в этом нет: всё дело в формантном составе вокала, он заметно отклоняется от среднестатистического. Похожую картину мы имеем, например, у Эдит Пиаф.
38 Dire Straits - Tunnel of Love
Mercury Records Ltd (London) © 1996
Альбом «Making Movies» 1980 года, наиболее яркая первая композиция. Это ещё один фрагмент, который мало содержит в сравнении с полноценной композицией. Но, по меньшей мере, в нём отражена эмоциональная развязка.
Как и в отрывке из композиции «News», здесь Нопфлер выражает всё своим голосом. Здесь оттенок ностальгии, ожидания, надежды. Быть может, кого-то этот отрывок и оставит равнодушным, – многое ведь зависит от темперамента слушателя, его отношения к каким-то ситуациям, событиям. Ведь сопереживание на этом и основано.
39 Андрей Климковский - Неуловимая планета
Neane Records © 2003
«Меркурий» – один из последних альбомов этого композитора, довольно удачный как в техническом плане, так и в художественном. Фрагмент взят из первой композиции.
Музыка погружает слушателя в медленное межпланетное путешествие. Мелодия кажется простой, но она аккуратно обрамлена множеством сопутствующих звуков. Здесь слышна и теплота аналоговых синтезаторов, и холод Космоса. Но в единое полотно все звуки объединяет – лишь в электронной музыке такое возможно! – шум.
Да, именно он здесь является ведущим звеном эмоционального образа, именно он убаюкивает, но предостерегает. Он на первый взгляд однороден, но на самом деле постоянно изменяется. Он как бы шепчет. Этот эффект проявляется далеко не на всех АС, но за какой параметр он отвечает – пока трудно сказать. Возможно, дело в том, что в ВЧ области этот шум похож по природе на женский вокал.
40 Goran Bregović - Tango
Mercury France © 2000
Один из лучших тестов на натуральность звучания. Как известно, натуральность в первую очередь следует проверять на скрипке, оперном вокале и рояле. В нижнем регистре хороши контрабас, ударные. Но сейчас речь идёт о скрипке. Точнее говоря, о двух солирующих скрипках и струнном же аккомпанементе.
Слышна ли каждая скрипка? Они не должны звучать порознь, но должны быть узнаваемы. Т.е. музыка звучит целостно, играет квартет, а не отдельные инструменты, но вместе с тем при последующем мысленном воспроизведении можно легко восстановить партии первой и второй скрипки, альта и виолончели, записать их нотами.
Если вы не часто слышите живое звучание хорошей скрипки с канифолью, то стоит этот фрагмент предварительно прослушать на референсном тракте.
41 Dire Straits - Money for Nothing
Mercury Records Ltd (London) © 1996
Наверняка этот фрагмент – самый известный из всего творчества группы Dire Straits. Но вряд ли многие слышали всю сочность этого драйва. Это же касается и своеобразного «фортиссимо» непосредственно перед драйвовым проигрышем.
Казалось бы – ничего сложного, всего лишь одна электрогитара. Но именно благодаря тому, что она здесь одна, становится легко расслышать малейшие неточности в передаче её отстроенного звука.
42 Goran Bregović - Polizia Molto Arabbiata
Mercury France © 2002
Задорная и насыщенная композиция с оригинальным и очень богатым тембром вокала. Отрывок практически всегда отыгрывается неполноценно: страдает либо эмоциональный настрой, либо натуральность пёстрого аккомпанемента, либо выразительность вокала, особенно его уникальные тембральные переливы после 35-й секунды.
В целом, эти последние отрывки – наиболее сложные для воспроизведения, и тракт, адекватно отыгравший первые три десятка фрагментов, здесь может оказаться беспомощным.
43 Apocalyptica - The Unforgiven
PolyGram Finland Oy © 1996
Оригинальная и очень эмоциональная запись: четыре виолончелиста на старинных инструментах исполняют «Unforgiven» группы «Metallica». Мало того, что виолончель сама по себе – очень волнующий, эмоциональный инструмент, здесь их сразу четыре, и каждая по-своему звучит, – нет, рыдает, стонет... подбирайте эпитеты сами, у меня нет слов.
С этим отрывком безупречно справятся разве что очень хорошо сведённые трёхполосные АС. Здесь мало не смешать звучание в кашу, мало материализовать четыре настоящие виолончели перед взглядом слушателя. Вы должны услышать действительно старинные инструменты, увидеть сжатые губы на лицах исполнителей.
Безусловно, требуется опыт прослушивания живой музыки, сыгранной на подобных инструментах, иначе приукрашенное звучание сможет показаться лучшим, более правильным, хотя на самом деле будет дальше от реальности.
44 Franz Schubert - Ave Maria (Op.52 Nr.6 D.839)
Philips Classics © 1984
И последний контраст. Запись совершенно другого плана, вы сразу её узнаёте, но не сразу к ней привыкаете после предыдущих фрагментов. Редкое качество вокала, а также документальность записи ставит все компоненты тракта в жёсткие условия. Послушайте и другие композиции с этого интересного сборника.
Если вибрато оказывается в тему, а динамика громкости «чувствуется кожей», то тракт уже неплох. Но если при этом звуки [ф], [т], [с] не выделяются «сыканием», а естественны – то звучание системы на этом отрывке можно охарактеризовать как хорошее. Если же обнаруживается зал с инструментами и настоящей Элли Амелинг, а предыдущие фрагменты не обнаружили существенных недостатков тракта – сообщите об этом в гостевой книге.
45 Paco de Lucía - Concierto de Aranjuez
Polygram Iberica, S.A. © 1991
Финал. Это запись аплодисментов в концертном зале, сделанная без обработки. Материал хорошо знаком слушателям – ведь вы не раз слышали живые аплодисменты – а потому в его звучании сразу узнаётся фальшь, если таковая присутствует.
Здесь именно не шум аплодисментов, а живые, натуральные аплодисменты, восхищённые возгласы в концертном зале. Вы слышите, как они аплодируют – сидя или стоя?
Продолжение далее >>>
.