[Теория] Как улучшить звучание тракта, АС. Ван Ден Хул

Теория. учебники, видеоуроки.

Модераторы: Sibson, fat, Till Ulenspiegel, Yuri Prime, Deeman., SD, djnova

[Теория] Как улучшить звучание тракта, АС. Ван Ден Хул

Непрочитанное сообщение TContinental » 14 ноя 2008, 14:03

Вот полезная статья для ваших домашних любимцев

А. J. van den Hul известен, прежде всего, своими кабелями, но на самом деле круг его профессиональных интересов гораздо шире. Он проектирует и сам собирает наиболее дорогие фоно-картриджи, прекрасно ориентируется в усилительной технике и акустике. Неоднократно выполнял заказы для звукозаписывающих студий, поэтому знает всю «кухню» изнутри. Имеет несколько ученых степеней. Сегодня мы начинаем публиковать советы , которые он любезно предоставил нашему журналу.



ЧАСТЬ 1

1. Недорогой, но наиболее эффективный способ улучшить звучание колонок — заменить внутреннюю проводку более качественной. Попробуйте наш кабель CS-12, а еще лучше — SCS-12. Следующий шаг вперед — замена электролитических конденсаторов в фильтрах пленочными. Например, из металлизированного поликарбоната*.
2. Пропаивайте все соединения, избегайте обжимных контактов. Внутренний провод также должен быть припаян к входной клемме. Никаких лепестков и гаек.
3. Продублируйте все дорожки на печатной плате кроссовера более толстым проводником, тем самым, что вы использовали для внутренней проводки. Зачистите его хорошенько перед пайкой, иначе от грязи и в звучании не избавиться.
4. Усильте корпус колонки внутренними распорками, а на стенки нанесите слой битума. Это уменьшит окраску звучания.
5. По сравнению с традиционным подключение bi-wiring имеет ряд преимуществ. Разделите НЧ и ВЧ/СЧ-секции кроссовера, перерезав дорожки на печатной плате. Поставьте дополнительную пару клемм для подачи сигнала на среднечастотник и твитер.
6. Уберите колонки из углов комнаты. Любой угол акцентирует низкие частоты и вносит «рупорную» окраску. Каждая колонка должна стоять свободно, подальше от стен. Конечно, это зависит от площади вашей комнаты прослушивания. Избавиться от лишней мебели полезно в любом случае, да и улучшение звучания вас наверняка порадует.
7. Если сможете, поставьте колонки так, чтобы линия, соединяющая их фронтальные панели, составляла 15 град. с одной из стен. Это реально помогает устранить комнатные резонансы, если бас чересчур напорист. Таким образом, обе колонки будут размещаться в комнате прослушивания несимметрично. При симметричной установке обе АС вызывают возникновение одной и той же моды. Каждая колонка возбуждает в комнате собственную резонансную частоту (т.е. моду), зависящую от расстояния до ближайшей стены. Дистанция между колонками и потолком дает вторую частотную доминанту. При абсолютно симметричном расположении АС в комнате резонансные эффекты удваиваются, что приводит к изломам АЧХ на частотах, выше доминирующих. Чтобы нарушить эту структуру, советую поставить колонки так, как показано на рисунке. Проблема с окраской звучания будет решена на 99%. Если не поможет, попробуйте 20 градусов. Способ дает отличные результаты и на Hi-Fi Show в отелях, где не слишком смышленые демонстраторы любят все ставить симметрично. Именно так, как делать нельзя.
8. При чрезмерном обилии верхних частот положите в центре комнаты симпатичный коврик, подаренный тещей. Он поглотит отражения от пола, и «звона» станет меньше.
9. Если удастся принести с улицы тротуарную плитку размером 30 х 30 см или более, подсуньте ее под колонку. Вторую можно взять перед домом соседа и положить сверху. Между ними стоит поместить лист гибкого и клейкого материала. Таким образом, в один прекрасный день с улицы пропадут четыре плитки. О времена, о нравы!
10. У ваших колонок мягкие грили? Cнимите их, пожалуйста. Но только не в том случае, если вы любите детей и кошек. А то убытки расстроят вас сильнее, чем звучание с защитными сетками.
11. Если ваши фазоинверторные колонки по-прежнему выдают слишком много баса, засуньте в порт майку или старые носки. Так легко изменить добротность системы в диапазоне 30 — 50 Гц за счет увеличения сопротивления воздушному потоку. Помогает также снизить призвуки порта.
12. Очень полезно приобрести второй, точно такой же усилитель. Используйте один канал каждого из них для басовой секции, второй — для СЧ/ВЧ**. Получится bi-amping, при котором снижается нагрузка на источник питания усилителя. Входы правого и левого каналов закорачиваются на выходе предварительной секции. Используйте для этого специальные шнуры-переходники.
13. Сократите до минимума расстояние между усилителем мощности и АС. Будет еще лучше, если вы поставите усилитель прямо на колонку (точнее, на плитку). Акустический кабель должен быть как можно короче. При этом, разумеется, удлиняются межблочники, но именно так и должно быть. Улучшение звучания поразит вас.
14. Новым колонкам необходим прогрев. Лучше всего поставить их «лицом к лицу» и включить противофазно относительно друг друга, поменяв полярность одного из кабелей. Подайте на них розовый шум с генератора или музыкальный сигнал от FM-приемника. Сделайте погромче. Закройте дверь и навестите тещу, которую вы уже не видели по крайне мере два года. Улыбайтесь, что бы она ни говорила — ведь колонки к вашему возвращению либо прогреются, либо сгорят.
15. Прогрев на низких частотах поможет повысить механическую добротность системы на частоте основного резонанса. Генератор синуса, настроенный между 10 и 20 Гц, прекрасно подойдет. Помните, что если колонка играет очень громко, это означает только одно — колонки уже нет. Очень жаль, если так получится.

* В наших спецификациях поликарбонатные конденсаторы имеют обозначение К-77. Они не дефицитны и недороги.
** Логичнее один усилитель использовать для баса, а второй — для всего остального. При этом они могут (и даже должны) быть разной мощности.



ЧАСТЬ 2

1. Содержите в чистоте все электрические контакты. Любое окисление ухудшает звук. Поэтому, где возможно, пропаивайте соединения, избегая лепестков, зажимов и голых проводов в клеммах. В условиях повышенной влажности негативный эффект возникает быстрее и проявляется сильнее. Кроме того, соль от отпечатков пальцев является катализатором коррозии.
2. Пользуйтесь, по возможности, экранированными акустическими кабелями, защищенными от проникновения ВЧ-помех. Наиболее чувствительны к ним открытые и плоские кабели. Они, подобно антеннам, ловят излучение от окружающих мобильных телефонов.
3. Располагайте колонки как можно дальше от источников сигнала, например CD и [особенно] LP-проигрывателя. В противном случае вибрации могут передаваться от выхода к входу, т.е. возникнет электромеханическая обратная связь. На расстоянии она в значительной степени ослабляется.
4. Если приходится увеличивать громкость, чтобы расслышать кое-какие нюансы, значит, ваш тракт все еще не в порядке. Виновата не обязательно акустика, причина может быть в чем-то другом. В хорошей системе все подробности должны быть слышны при малом уровне громкости.
5. Некоторые производители рекомендуют устанавливать свою акустику параллельно стене. Тем не менее попробуйте развернуть колонки «лицом» к своему любимому месту прослушивания. Кстати, АЧХ акустики меряется именно в таком положении*. Зачем же терять высокие частоты, направляя их в диван, например?
6. Чем меньше расстояние между вами и колонками, тем слабее ощущается влияние комнаты. А ведь это как раз то, что нам надо. В электростатических наушниках, например легендарных Stax, так и делается. Чем ближе ухо [к источнику звука], тем менее заметна окраска.
7. Корпус колонки всегда вибрирует, и чтобы убедиться в этом, достаточно дотронуться до боковой стенки. Резонансные моды легко услышать, если приложить ухо к любой из панелей. Медицинский стетоскоп скажет вам гораздо больше. Амплитуду вибраций можно даже измерить, причем безо всякого микрофона. Наклейте на исследуемую стенку небольшой магнит, для чего подойдет любой [не застывающий «намертво»] компаунд. Возьмите старую ММ-головку и выньте из нее иглу. Закрепите картридж на какой-нибудь подставке и придвиньте к магниту как можно ближе. Вибрации стенки вызовут модуляцию напряженности магнитного поля, которая, в свою очередь, наведет э.д.с. в обмотке головки. Если ее подключить к фоно-входу усилителя, будет слышен механический резонанс корпуса. Таким образом находится самое подходящее место для внутренних распорок. Более наглядный результат получается при подключении осциллографа к линейному выходу усилителя.
8. Чтобы определить угол поворота колонок, используйте лампу с фокусирующим отражателем, а еще лучше — лазер**. Таким образом, вы увидите, как сигнал распространяется в комнате. В этом, конечно, нет смысла, если производитель рекомендует ставить АС параллельно стене. Метод особенно полезен, если нужно найти оптимальное положение для нескольких слушателей.
9. Вы уже поэкспериментировали с bi-wiring? Так вот, tri-wiring еще лучше. Отключите от кроссовера ВЧ-звено, просверлите еще пару отверстий и поставьте в них дополнительные клеммы. Уверен, что поможет.
10. Если у вас относительно небольшие колонки, купите еще пару таких же и поставьте их на уже имеющиеся вверх тормашками. Получится нечто подобное конфигурации д'Аполлито. При возможности удвойте количество колонок и поставьте по 4 в каждый канал, развернув «лицом» к себе. Вы не поверите своим ушам.
11. Любыми способами пытайтесь уменьшить влияние комнаты. Разбивайте поверхности стен стеллажами с пластинками, книжными полками (читать книги не обязательно), коврами, мебелью, деревянными решетками с несимметричным расположением планок. На стены и потолок можно повесить панели из поролона или пористого пенопласта. Чем чаще преломляется звук, тем эффективнее ослабляются стоячие волны, и звучание становится менее утомительным.
12. Никогда не придвигайте свое кресло вплотную к стене, как я видел однажды в доме известного американского эксперта. При этом воспроизведение ухудшается из-за чересчур акцентированного баса.
13. Определите оптимальное расстояние между акустикой и слушателем. Чем тщательнее вы это сделаете, тем четче будут стереообразы. Если, конечно, ваша система в порядке.
14. Подключайте всю технику через одну розетку. Это поможет избежать земляных петель и, как следствие, фона.
15. Померяйте индикатором полярности*** остаточное напряжение на корпусе вашей аппаратуры. Для этого отсоедините все межблочные кабели и убедитесь, что между компонентами нет механического (а значит, и электрического) контакта. Включите их в сеть и коснитесь щупом клеммы заземления на задней стенке. Если прибор покажет около 55 В, переверните вилку, а еще лучше — измените полярность в самой розетке. В правильном положении напряжение на корпусе не должно превышать 12 В. Сделайте на вилке какую-нибудь отметку, чтобы потом не перепутать. Проделайте все это и с другими компонентами системы, после чего подключите интерконнекты. Теперь вредный потенциал между ними сведен к минимуму, и вы увидите, какие радикальные изменения произошли в звуке. Метод не годится для британских розеток, где вилку невозможно перевернуть. Совет: после правильного включения измените полярность вилки и послушайте снова.

* Т.е. на акустической оси.
** Подойдет обычная лазерная указка.
*** Этот прибор напоминает индикатор фазы, только вместо неоновой лампочки у него либо цифровое табло, либо линейка светодиодов. В Европе продается почти во всех крупных магазинах «Электротовары» и стоит от 20 до 50 евро. За неимением такового можно воспользоваться обычным тестером с высоким входным сопротивлением, подключив его между корпусом аппарата и «нулевым» (neutral) контактом сетевой розетки. Соблюдайте осторожность при работе с электричеством.



ЧАСТЬ 3

1. Всегда залуживайте концы акустического кабеля, даже если производитель разъемов гарантирует надежный контакт голого провода. Как бы сильно он ни был зажат, между жилами обязательно останется воздух. Со временем они окислятся, и звучание изменится, причем не в лучшую сторону.
2. Избегайте сильного скручивания, изгиба и натяжения кабеля. Иногда при инсталляции домашнего кинотеатра тонкий акустический кабель застревает в узком канале. Не пытайтесь его вытянуть силой, а то из 5 м и без того тонкого провода вы получите 10 м вдвое меньшего диаметра. Система будет работать, но звучать - вряд ли. Поэтому в подобных случаях всегда оставляйте некоторый запас, чтобы избежать напряга.
3. Сетевые и межблочные кабели всегда располагаются очень близко друг от друга на задней панели компонентов. Тем не менее старайтесь разделить их, насколько это возможно. Если пересечения неизбежны, делайте их под прямым углом. В идеальном случае все сетевые кабели должны быть с одной стороны, а сигнальные - с другой.
4. Неэкранированные сетевые шнуры являются мощным источником помех. Так что по возможности старайтесь использовать специальные кабели с экраном (всем на благо, хотя блага доступны не всем). Из нашей линейки подойдут The Mainsstream, The Mainsstream BS и The Mainsserver. Последний разработан для маломощных потребителей, примерно до 400 ВА.
5. Полностью разделяйте цифровые и аналоговые сигналы. Они имеют разную природу и не понимают друг друга. Это вообще разные языки. Чтобы избежать конфликта, разведите их как можно дальше. Для передачи цифровых данных используйте экранированный кабель, и лучшим решением будет наш The Digicoupler. Благодаря семикратному экранированию он ослабляет излучение сигнала с частотой 1 GHz на 126 dB, а 4 GHz - на 86.
6. Содержите все разъемы в чистоте. После их промывки контактирующие поверхности полезно защитить специальной жидкостью, например The Solution. Она опробована в 96-канальных студиях, где техникам требуется около недели на регламент микшерного пульта. The Solution значительно облегчает им жизнь. Этот абсолютно инертный состав образует тонкую пленку на поверхности металла и тем самым препятствует его окислению. При соединении разъемов пленка продавливается, и ток беспрепятственно течет с металла на металл. Поскольку жидкость не пропускает воздух к точкам контакта, такое соединение никогда не окислится.
7. Если ваша система заметно фонит, особенно при включении фонокорректора, возможно, виноват силовой трансформатор соседнего аппарата. Чувствительную технику нельзя ставить близко или друг на друга. Возьмите длинные кабели и отнесите фонокорректор подальше.
8. Лучше, когда акустические кабели короткие, а интерконнекты длинные, а не наоборот. Правильно, если усилитель стоит на тротуарной плитке, позаимствованной у соседей *.
9. Если вы сомневаетесь в качестве, например, предусилителя, попросите знакомого аудиофила принести на время свой. В спорах вы, возможно, выявите истину.
10. Перед покупкой аппарата постарайтесь взять его под залог, чтобы послушать дома. Лучше небольшая дискуссия до, чем серьезная война после.
11. Аппаратура звучит лучше, если она стоит на одном уровне, а не друг над другом.
12. Если у вас очень грязная сеть (много помех, выбросов и т.д.), сделайте вот что: найдите старый транзисторный усилитель и звуковой генератор. Настройте последний на частоту 50 Гц, подайте сигнал на усилитель и установите [регулятором громкости] максимально возможную амплитуду неискаженной синусоиды на его выходе. Измерьте ее цифровым вольтметром. Допустим, он покажет 40 В. Поскольку для питания аппаратуры нужно 230 В, понадобится повышающий трансформатор с коэффициентом 230/40 = 5,75. Если усилитель стереофонический, имеет смысл от одного канала питать аналоговую технику, а от другого - цифровую. Правда, для этого потребуется уже два повышающих трансформаторов. 40 В на 8-омной нагрузке дадут переменный ток 5 А (вспомните закон Ома). Таким образом, максимальная мощность, которую можно получить на выходе, будет 200 ВА. С учетом потерь в трансформаторе (около 10%) от каждого канала можно получить 180 ВА мощности. Это не просто чистая энергия, она очень чистая.
13. По возможности используйте балансные соединения. Многолетний опыт показывает, что они как минимум звучат не хуже обычных, а во многих случаях - намного лучше. Под словом «лучше» я понимаю: повышенное разрешение, больше воздуха и пространства, более четкое разделение инструментов. Легче распознается акустика звуковой студии. Поэтому нацеливайтесь на балансные линии. Чтобы перевести на них всю технику, могут потребоваться годы, но дело того стоит. Особенно в городских условиях, где электромагнитная обстановка становится все хуже и хуже. В балансных кабелях с разъемами XLR оба сигнальных проводника, «прямой» и «возвратный», экранированы. В несимметричных линиях последний совмещен с экраном. Здесь-то и начинаются все проблемы.
14. Попробуйте заменить сетевой источник питания предусилителя (т.е. первого звена вашей аудиоцепи) мощными батареями. Это драматически улучшит разрешение сигнала и качество воспроизведения в целом, повысится динамика. Начнете работать с аккумуляторами - не сможете остановиться.
15. В тропиках абсолютная и относительная влажность всегда выше, чем в странах с умеренным климатом. Высокая температура в сочетании с грязной атмосферой (выхлопными газами, например) заметно сокращает жизнь межблочных кабелей в ПВХ-оболочке. Ищите кабели без ПВХ, а еще лучше - вообще без галогенов, как, например, наши Halogen Free. Со временем из ПВХ улетучиваются пластификаторы, и грязная атмосфера начнет взаимодействовать с вашим дорогим (на самом деле ПВХ - самые дешевые) кабелем.



ЧАСТЬ 4

1. В домах с несколькими силовыми вводами* всегда можно найти наиболее чистую линию. К ней и подключайте свою систему.
2. Хороший звук получается не тогда, когда вы без проблем берете 30 ампер из розетки, а когда техника получает чистое питание. Толстые сетевые шнуры калибра AWG-10** выглядят гораздо внушительнее, чем звучат. Правильный сетевой кабель работает подобно фильтру, эффективно отсеивающему вредные помехи.
3. Чтобы сеть стала чище, полезно зачистить контакты на предохранительном щитке. После обработки (например, средством для полировки латунных изделий) можно нанести на контактирующие поверхности состав The Solution***. Это действительно работает. И сработает еще лучше, если вы почистите гнезда, куда вставляются [квартирные] предохранители. Но сначала отключите главный рубильник, а то вместо контактов вам придется приводить в порядок себя. Воплощая в жизнь искрометные идеи, будьте предельно осторожны.
4. Если вам нужна еще аппаратура, присмотритесь к подержанной. Конечно, столь критичные к износу вещи, как, например, фоно-катриджи, покупать рискованно, но обычную электронику - имеет смысл. Вы получите больше за меньшие деньги.
5. Самостоятельное изготовление техники очень увлекает, вдобавок вы многому научитесь. Начнете понимать собственное хобби на более высоком уровне, а ведь оно впоследствии может стать и профессией.
6. Отдавайте своим детям ненужную технику. Таким образом вы приобщите их к своему хобби и сэкономите кучу денег на ремонте. Ведь теперь любознательные малыши не станут ломать новую аппаратуру, чтобы понять, как она работает.
7. Попробуйте записать что-нибудь сами, это на 1000% поможет вам понять звук и музыку. И в следующий раз не станете критиковать подаренный тещей CD за то, что он звучит не самым лучшим образом.
8. Похлопайте в ладоши в комнате прослушивания и обратите внимание на резонансы. Задавите их настолько, насколько это возможно, стараясь [при воспроизведении] добиться того же звучания, что и при записи. Быстрее получить нужный результат поможет электронное оборудование.
9. В правильном Hi-Fi-тракте при воспроизведении хороших CD можно развернуть колонки в стороны, и локализация все равно будет точной. Она не потеряется даже в том случае, если встать прямо перед колонкой. Если же локализация нарушена, вам придется изрядно потрудиться, чтобы ее восстановить. Потребуется замена кабелей или самих компонентов. Для подобных целей у нас есть тестовый CD с очень малыми искажениями на низких уровнях и безукоризненной сценой. Эти записи из архива van den Hul Carbon Recordings сделаны с использованием кабелей The Second.
10. Если звучание кажется вам излишне резким, первым делом включите в тракт один или несколько наших карбоновых кабелей. Для них вообще резкость не характерна, и если она все же осталась (что означает наличие гармонических или негармонических искажений), вы можете быть уверены, что кабели не виноваты.
11. Медицинский стетоскоп, купленный для изучения резонансов акустики, прекрасно подойдет и для диагностики LP-проигрывателей. Чем громче рокот, тем выше уровень резонансов, тем сильнее механические вибрации пластинки и более заметна окраска звучания при воспроизведении. Так что поработайте над поглощением энергии вибраций в вашем проигрывателе.
12. Вечер - наиболее удобное время для тестирования техники. Но учтите, что в начале и конце дня вы слышите по-разному. Так что самые ответственные прослушивания лучше устраивать по утрам.
13. Обозреватели, утверждающие, будто им абсолютно все равно, что тестировать и на каком материале (я знаю нескольких), имеют дома настолько плохой усилитель, что все их сентенции годятся лишь для заполнения пустого места в журнале и не являются результатом серьезных звуковых исследований.
14. Попытайтесь описать словами звучание, которое вам нравится, даже если вашей системе в комнате прослушивания до него далеко. Это очень хорошая практика для оценки качества воспроизведения.
15. Регулярно посещайте живые концерты, наслаждайтесь естественным звуком, освежайте слух и звуковую память. Если не ходите на концерты - не имеете права критиковать [звучание техники].

* В городских квартирах тоже бывает несколько линий для разных групп розеток. Об этом свидетельствуют раздельные АП (автоматические прерыватели) на силовом щите. Для питания аудиосистемы имеет смысл выбрать ту, на которой не «сидит» холодильник или кондиционер.
** Т.е. около 2,6 мм в диаметре.
*** Что это за жидкость и как она «работает», описано в предыдущем выпуске рубрики.



ЧАСТЬ 5

1. Водите своих детей на концерты. Считайте это вкладом в их будущую культуру.
2. Тренируйте слух во время прогулок в лесу или в поле. Прислушивайтесь к тихим звукам живой природы, наслаждайтесь ими. Делайте это вместе с детьми, делитесь с ними впечатлениями, и они станут лучше понимать вас.
3. Имейте в виду, что большинство, если не все современные записи, сделаны цифровым способом и не имеют ничего общего с живым звуком. Сегодня все может быть создано искусственно или переделано, поэтому и звучит, как компьютер Macintosh.
4. Перед прослушиванием музыки дома постарайтесь раздобыть ее нотную запись. Для простых произведений чтение нот не составит труда. Это поможет вам лучше понимать музыку как культурное наследие. В противном случае она останется лишь чем-то средним между звуковым воздействием и личными ощущениями.
5. Количество денег, потраченных на Hi-Fi, ничего не говорит о его звучании. Качество определяется совокупностью всех компонентов системы. Подбирая их с умом, можно добиться лучшего результата за меньшие деньги. Считайте, что ваши знания тоже являются частью капитала.
6. Как правило, ламповая аппаратура звучит лучше транзисторной. Но у ламп небольшой срок службы, поэтому всегда имейте запасные нужного типа. Если, конечно, в дальнейшем не собираетесь расставаться со своим ламповым усилителем.
7. Для сохранения вакуума (или того, что от него осталось) перед установкой лампы обработайте ее ножки раствором The Solution. В частности, те места, где они выходят из стекла. Микротрещины - главная причина потери вакуума. Особенно полезен этот раствор для горячих 6С33С. А если нанести его на контакты ламповой панельки, можно предотвратить их окисление при высоких температурах.
8. Если выходной трансформатор и мощные лампы не сбалансированы по анодному току*, магнитное поле можно скомпенсировать, положив небольшой магнит на трансформатор. Метод требует внимательного прослушивания, но увеличивает срок службы редких ламп.
9. Лампу с микрофонным эффектом** (а таких большинство) можно успокоить, установив ее панельку на отдельной печатной плате. А ту, в свою очередь, нужно развязать от шасси четырьмя пружинами. Всегда защищайте такие лампы от механических воздействий.
10. Если вы решили изготовить ламповый усилитель самостоятельно, не ставьте силовой и выходные трансформаторы параллельно. Они должны быть перпендикулярны друг другу.
11. Два моноблока всегда звучат лучше, чем один стереоусилитель.
12. Входные трансформаторы, применяемые для согласования фонокартриджей по импедансу, звучат не так, как электронные схемы. Дополнительные шумы намагничивания (шумы Баркхаузена)*** делают звук мягче, но снижают разрешение. Так что суперкачество вашей головки может потеряться в шумах трансформатора.
13. Головка с активным сопротивлением 40 Ом лучше всего играет в диапазоне [входных сопротивлений] от 200 (т.е. 5 х 40) до 400 (т.е. 10 х 40) Ом.
14. При записи попробуйте снять защитную сетку [с микрофона]. Как правило, пространство между сеткой и мембраной образует резонансную камеру, выравнивающую АЧХ на верхних частотах. При этом создается дополнительный подъем около 20 кГц, но резонанс снижает звуковое разрешение. К звучанию всегда добавляется какой-то звон.
15. Сгоревший трансформатор можно прозвонить, восстановив обрыв обмотки с помощью высоковольтной дуги. Дуга вызывает испарение меди, частицы которой создают перемычку. Соединение, конечно, ненадежное, но вполне пригодно для измерений при низких напряжениях.

* Имеется в виду двухтактный выходной каскад.
** МФ возникает из-за вибраций электродов, т.е. изменения расстояния между ними. Если легонько постучать по шасси усилителя или самой лампе, можно услышать характерный отклик в колонках. При внешних воздействиях (акустических, механических и т.д.) лампа начинает давать посторонние призвуки.
*** Вследствие доменной структуры металла кривая намагничивания сердечника получается не плавная, а состоит из микроскопических ступенек. Соответственно, и намагничивание происходит скачками, из-за чего в обмотках наводится помеха. В хороших трансформаторах ее уровень очень мал даже по сравнению с выходным сигналом МС-головок.



ЧАСТЬ 6

1. Идеальная демпфирующая платформа для винилового проигрывателя получится из мраморной плиты толщиной 5 см, уложенной на 3 - 4 надувных мяча. Если такая подвеска покажется неустойчивой, возьмите клапанные пружины от автомобильного двигателя. Хватит 6 - 8 штук. Балансировать платформу вместе с проигрывателем будет легко, перемещая пружины. Для ее установки в строго горизонтальном положении пользуйтесь спиртовым уровнем.
2. Многие проигрыватели работают неправильно из-за неточной настройки. В большинстве случаев достаточно выставить оптимальный вынос головки*. Для балансировки используйте легкий спиртовой уровень.
3. Замените толстый кабель, обычно поставляемый в комплекте с тонармом, более тонким. У нас специально для этого выпускается модель D-501. Препятствует передаче вибраций и иных внешних воздействий к вашему проигрывателю.
4. Как ни странно это может звучать, но хорошая механическая развязка электронных компонентов положительно влияет на глубину сцены и разрешение. Поэтому поставьте оконечный усилитель на массивную деревянную плиту, а ее изолируйте от пола резиновыми конусами. Резина не должна быть слишком твердой. Проделайте то же самое с CD-проигрывателем и предусилителем.
5. Если ваш предусилитель имеет балансные входы/выходы и такие же входы есть у оконечника, попробуйте сделать вот что: подключить балансно и головку звукоснимателя. Первым делом нужно довести до разъема тонарма ее плюсовые и минусовые выводы (для правого канала это будет, соответственно, красный и зеленый) отдельными проводами. Наш 501-й кабель отлично для этого подойдет. Экран подключается к корпусу тонарма и среднему контакту 5-штырькового разъема DIN, например van den Hul TAC. То же проделываем и с выводами левого канала (белый и синий). Теперь нужно раздобыть еще один, точно такой же фонокорректор. Один будет работать в правом канале, второй - в левом. Как их подключить? Очень просто. Правый плюс (красный) через RCA пойдет к правому каналу первого фонокорректора, а правый минус (зеленый) - к его левому каналу. Та же история и с другими выводами головки - белый и синий подключаются к левому и правому каналу второго корректора. Земля у всей схемы общая, она соединена с центральным штырьком TAC. К выходам идет кабель, на одном конце которого RCA, а на другом - «папа» XLR, т.е. из четырех обычных выходов получается два балансных. Придется потрудиться, конечно, но, оценив результат, вы вряд ли захотите вернуться к прежнему варианту.
6. А вот что уж точно стоит попробовать, так это изменить фазу в звукоснимателе, поменяв местами, например, красный и зеленый провода. Другой канал остается без изменений, так же, как и весь остальной тракт. Единственно, нужно будет поменять полярность акустического кабеля в правом канале усилителя. Но не обоих!!! Теперь наслаждайтесь музыкой с компенсацией переходного затухания между каналами. С обычным CD-плеером такой номер не пройдет, и чтобы его слушать, придется снова поменять полярность кабеля. Если вам понравится, добро пожаловать в OOPS, т.е. Out Of Phase Society**.
7. Стараясь пропаивать все соединения, тем не менее, не пытайтесь делать это с выводами головки. Вы обязательно отпаяете внутренние проводники, и в результате мне придется опять чинить вашу головку***. Запомните это правило.
8. Вдавленный мягкий купол [пищалки] легко выправить с помощью пылесоса. При этом самого купола не касайтесь, соблюдайте дистанцию 3 - 5 см.
9. Поврежденный диффузор НЧ-динамика может заменить квалифицированный мастер. В каждой стране есть специалисты в этой области. И обойдется это дешевле, чем покупка нового драйвера.
10. При самостоятельном изготовлении компонентных видеокабелей следите, чтобы они были строго одинаковой длины. Избегайте также резких перегибов изоляции, поскольку [волновое] сопротивление в этих точках меняется и возникают временные задержки. В результате изображение теряет фокусировку. Учтите, что для ВЧ-соединений чистота контактов имеет решающее значение. Всегда применяйте 75-омные разъемы.
11. Прочная стойка может оказаться очень полезной. Ее, кстати, сделаете и сами. Заодно попрактикуетесь в сварке труб, предварительно засыпав их песком или дробью.
12. Отдачу купольного среднечастотника или твитера можно заметно увеличить, нагрузив его на рупор.
13. Слишком большая прижимная сила убивает акустические нюансы грамзаписи. Не превышайте значения 3,5 гс при воспроизведении 100-микронного трека на тестовом диске. Отличным результатом можно считать 50 - 60 мк при 1,5 гс.
14. Регулярно мойте диски на 78 оборотов водой с мылом, используя мягкую щетку. Продукты износа стальных игл старят новые иглы даже быстрее [чем пластмасса].
15. Стальной диск проигрывателя всегда притягивает головку из-за взаимодействия магнитных полей. Поэтому при воспроизведении коробленых дисков прижимная сила будет постоянно меняться со всеми вытекающими проблемами. При первой же возможности замените диск, попросите кого-нибудь из своих знакомых выточить латунный или медный.

* Т.е. расстояние от оси поворота тонарма до иглы звукоснимателя. Для этого подойдет простейший бумажный шаблон.
** Метод был опробован в редакции и дал поразительные результаты.
*** Это не шутка, г-н ван ден Хул сам собирает и ремонтирует
топовые модели головок.



ЧАСТЬ 7

1. Часто бывает, что записанные дома CDR'ы через 35 - 40 мин после начала воспроизведения начинают играть с искажениями. Виноват в этом не проигрыватель, а пишущий дисковод, в котором болванка ложится не параллельно поверхности платформы. Когда лазерная головка перемещается от центра диска к его краю, расстояние от линзы до рабочей поверхности меняется и фокусировка луча нарушается. Устранять перекос лучше экспериментально, меняя положение платформы относительно сервопривода головки.
Зная, в чем проблема, легко избежать расходов на ремонт техники.
2. Аудиосистема может звучать агрессивно не по своей вине, а из-за искрения или помех в питающей сети. В таких случаях полезно применять изолирующие трансформаторы с подавителями ВЧ-излучения и выносные фильтры. Не помешает также независимая земляная шина, помимо той, что уже имеется в розетках. Чистое питание - залог хорошего воспроизведения музыки.
3. Если шипы по каким-нибудь причинам нежелательны, поставьте колонки на деревянные конусы, они дадут тот же демпфирующий эффект. Под них полезно подложить металлические пластины или крупные монеты. Оптимальное положение конусов определяется экспериментально, на слух.
4. Усилители тоже очень чувствительны к механическим вибрациям. Демпфирующая платформа из мрамора толщиной 4 - 10 см, положенная на клапанные пружины от автомобильного двигателя, будет наилучшим решением. Прекрасный результат дает мраморная плита, если ее подвесить на резиновых растяжках, например велосипедных камерах. Противоположные концы растяжек можно закрепить в углах металлического короба.
5. В ассортименте нашей компании появился новый сорт масла TLF II. Это суперсмазка для любых механизмов, например, главного подшипника LP-столов, шпинделей и сервоприводов CD-проигрывателей. Велосипедная цепь, смазанная TLF II, идет мягче, а электробритвы, воздушные кондиционеры и пылесосы шумят заметно меньше. Область применения этого масла ограничивается лишь вашей фантазией.
6. Многие бестрансформаторные усилители* не могут раскрыть свой потенциал на 4-омной нагрузке. Да и время жизни мощных ламп, например замечательных 6С33С, при этом заметно сокращается. Неплохим выходом может стать промежуточный трансформатор (правда, нарушится бестрансформаторная концепция), который я советую вам намотать самостоятельно. Сопротивление первичной обмотки может быть 16 Ом**, а сечение провода 1 - 2 кв. мм. Вторичка должна быть вдвое толще, а общее количество витков в трансформаторе - примерно 100:50. Соответственно, отношение сопротивлений будет 4:1. Так вы спасете свои 6С33С и приобретете полезный опыт изготовления звуковых трансформаторов.
7. Мощные лампы при работе сильно нагреваются. Нежелательным следствием расширения стекла и металлических выводов становятся микротрещины в основании баллона. Через них внутрь попадает воздух, и лампа перестает работать. Покрыв цоколь и выводы тонким слоем жидкости Solution, вы надолго сохраните вакуум и обеспечите надежный контакт выводов с панелькой. Да и звук будет лучше.
8. У старых усилителей часто ухудшается контакт в паяных соединениях, особенно в местах сильного нагрева. Обновление паек потребует времени, но звучание станет намного чище. Для этого отлично подойдет припой, не содержащий свинца, еще лучше - с добавками серебра. Результат - стабильность работы и более качественное звучание. При работе будьте внимательны, чтобы не наделать нежелательных перемычек.
9. В старых компонентах используются печатные платы с монтажными штырьками и/или зажимами. Со временем такие соединения окисляются, и контакт существенно ухудшается. Пропаяйте их все, и звук станет намного лучше.
10. Выходные лампы, работающие на трансформатор, балансируются, чтобы через первичную обмотку не протекал постоянный ток.*** В противном случае усилитель будет работать с большими искажениями. При старении ламп балансировка может нарушиться, и режимы ламп придется подстраивать, меняя смещение на управляющих сетках. Если в вашем усилителе такая регулировка не предусмотрена, возьмите подковообразный магнит и закрепите его обоими полюсами на сердечнике трансформатора. Перемещая его, найдите положение, в котором звуковые искажения будут минимальны.
11. Если в доме есть радиопередающие устройства (беспроводные дистрибьюторы сигнала, радиотелефоны и т.д.), следите, чтобы высокая частота не попадала в сеть переменного тока. Да и для самого передатчика чистое питание много значит - искажения при модуляции будут меньше. Для подобных целей мы выпускаем устройство Mainsstream.
12. Не ожидайте High End-качества от АЦП в компьютерных звуковых платах. Так что с точки зрения качества запись CDR с аналоговых входов - отнюдь не лучшее решение.
13. Новые акустические и межблочные кабели требуют прогрева. И если первым нужно относительно короткое время, вторые требуют терпения. Причина проста: в интерконнектах уровень сигнала намного ниже, а чем меньше ток, тем больше время. Поэтому при прогреве новых акустических кабелей сначала прочищается бас, затем середина и уж в последнюю очередь верх.
14. Ускорить прогрев кабелей можно, пропуская через них белый шум с ненастроенного FM-тюнера. В большинстве случаев одной ночи будет достаточно. Если потребуется несколько недель, значит, ваши кабели никуда не годятся.
15. Еще один способ улучшить звучание кабелей - пропаять в них все соединения припоем, не содержащим свинца и с добавками серебра. Учтите, что температура паяльника для него должна быть примерно на 20 град. выше, чем обычно. Старый припой предварительно нужно удалить.

* Имеются в виду ламповые усилители OTL.
** Здесь и далее идет речь о т.н. приведенном сопротивлении, а не активном, которое можно измерить омметром.
*** В двухтактных усилителях.



ЧАСТЬ 8

16.* Для небольших помещений лучше не покупать акустику с фазоинвертором. Ее резонансная частота слишком низка и может совпасть с резонансами комнаты. К чему лишние проблемы?
Если уж так получилось (фазоинверторные АС в маленькой комнате), заткните порт старой (но чистой) майкой или чем-нибудь в этом роде.
17. Большинство (если не все) усилители имеют цепь обратной связи, идущую от выхода. При этом мощный сигнал подается с печатной платы на выходные клеммы парой проводников. Но настоящая обратная связь - это сигнал противо-ЭДС, которую генерирует акустика. Отключите цепь ОС на плате от выхода усилителя («землю» и «плюс»)** и доведите ее отдельными проводами (более тонкими, чем сигнальные, но очень качественными) до колоночных клемм. Это лучший способ организации ОС, который только возможен. Но доступен он лишь тому, кто умеет работать с электронными схемами.
18. Звучание старых усилителей (да и многих новых) можно здорово улучшить, если зашунтировать электролитические конденсаторы качественными пленочными. Эта работа требует некоторого опыта, но не так сложна, как кажется.
19. Эффективное охлаждение усилителя продлевает жизнь компонентам, из которых он собран. Так что маленький вентилятор может сделать большое дело.
20. Многие усилители оснащены весьма внушительными выходными клеммами. Но если вы заглянете внутрь, то увидите тонкий провод, соединяющий их с печатной платой. Качество, которого вы добивались с помощью мощного акустического кабеля, будет потеряно на внутренней проводке. Вы, наверное, уже догадались - нужно выполнить соединения более надежным проводом. Имейте в виду, что и дорожки на печатной плате тоже очень тонкие. Чтобы продублировать их, придется потратить целое воскресенье. А ведь раньше все знали, что усилители с навесным монтажом играют лучше.
21. Как правило, в ламповых усилителях (класса АВ и даже А) смещение на сетках выставляется слишком низким. В результате они сильнее греются, да и срок службы ламп заметно сокращается. Увеличив смещение, вы убьете обоих зайцев. И вряд ли это как-то скажется на звучании.
22. Чтобы снизить ВЧ-взаимодействие, иногда полезно свить вместе интерконнекты правого и левого каналов, примерно 3 - 4 витка на метр. Всего ничего, а помогает.
23. Звучание межблочных кабелей очень сильно зависит от их сечения. Мы выяснили, что более тонкие проводники звучат лучше***. Поэтому первым критерием при выборе должен быть диаметр сигнальных жил. На сайте van den Hul, по крайней мере, такая информация имеется.
А вот акустические кабели, наоборот - чем толще, тем лучше.
24. Если это возможно в вашей комнате прослушивания, проложите отдельный провод и напрямую подключите его к общей шине заземления****. На третий, «земляной» контакт в сетевых розетках лучше не надеяться - в этой линии слишком много электрической грязи. Поэтому его следует отключить от имеющейся «земли» и соединить с новой. Эту работу лучше выполнять под присмотром опытного электрика. При использовании соленой воды имейте в виду, что со временем соль растворит медный проводник. Поэтому часть шины, контактирующую с «землей», лучше сделать из нержавейки, а уж дальше пустить медь.
25. Как правило, на входе предусилителей для ММ-головок ставится конденсатор, корректирующий АЧХ на высоких частотах. При этом многие конструкторы забывают, что собственная емкость соединительного кабеля - порядка 200 пФ и выше. Поэтому имеет смысл поставить конденсатор меньшей емкости, а лучшим решением будет вообще его исключить из схемы.
26. И даже в МС-корректорах параллельно входу ставят конденсаторы. Для головок ранних лет выпуска от них, возможно, и была какая-то польза, но сейчас это бессмысленно - емкостная нагрузка дает фазовый сдвиг еще до начала усиления и коррекции. Поэтому ставьте все переключатели в «ноль» и наслаждайтесь звучанием.
27. Входные лампы предварительных и мощных усилителей подвержены микрофонному эффекту. Звук в комнате прослушивания вызывает кол***ния сеток, отчего возникает паразитная модуляция сигнала. Чтобы избежать этого, ламповую панель ставят на дополнительную платформу, механически развязанную от шасси, а на саму лампу надевают свинцовый стакан. В последнем случае платформа должна быть рассчитана на дополнительный вес. К сожалению, самые лучшие лампы давно не производятся, сейчас они очень редки, и купить их можно лишь из вторых-третьих рук.
28. Окисление земляных контактов может создать массу проблем. Поэтому проверяйте их регулярно и зачищайте где только возможно. Не забывайте откручивать гайки входных и выходных разъемов предусилителя - туда стоит заглянуть в первую очередь. Иногда корпус усилителя имеет собственную точку заземления. Прочистите и затяните все соединения снова. Это очень важно и для фильтров в акустических системах - зачистка, пропайка и снятие окислов помогут вернуть утраченное качество звучания.
29. Если в вашем усилителе несколько одинаковых ламп (например, ECC 81, ECC 82 или ECC 83), попробуйте поменять их местами так, чтобы лучшая по звуку оказалась самой первой [в тракте]. Переставьте их несколько раз, чтобы добиться максимально возможного качества звучания.

* Продолжение.
** Для этого придется перерезать дорожки на печатной плате. Цепь ОС легко проследить и без схемы усилителя - в 99% случаев она идет от выхода к базе «правого» транзистора входного дифкаскада.
*** К подобному же выводу пришел Аллен Райт из Vacuum State Electronic. В своей книге «Super Cables Cook Book» он советует делать межблочники из серебряной жилы 0,07 мм.
**** Как правило, с общей «землей» соединен корпус электрического щитка, там, где счетчики. В частных домах обычно закапывают в землю большой металлический предмет (корыто, лист кровельного железа и т.д.) и поливают соленой водой.


Источник Журнал "Салон AV" http://www.salonav.com
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10319
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение TContinental » 20 ноя 2008, 13:41

Дополнительно пара размышлений от другого автора:

пролог - статья сочинялась учитывая уровень технической подготовки форума. я мог бы просто

дать кучу формул и люди знакомые сакустикой меня бы поняли. но я сам язык математики не очень люблю,

и требования тут другие. поэтому это статья для первичного ознакомления с темой акустики помещения и проблем мониторинга. чтобы

порвоначально что же такое происходит в комнате с четыремя стенами полом и потолком когда там начинает чтото

звучать. поэтому специалистов прошу не кидатся в меня кирпичами и средствами акустической отделки.

пролог номер два - если вы еще не понимаете, что такое звуковая волна, частота, фаза итд, рекомендуется вначале изучить другие материалы.поскольку в мои планы не входило написание учебника по акустике, данные проблемы не могут быть освещенны, по соображенияем иной тематической направленности статьи.









Часть один. Проблема малых помещений.

Вопреки популярной вере, все маленькие комнаты имеют пики и серьезные провалы в широком спектре низких частот. Для любой частоты, будут места в комнате где амплитуда максимальна и минимальна. Аналогично, для любого места в комнате будут доминантны разные частоты.. Волна отражаясь от стены в разных точках комнаты встречается с прямой волной в разных фазах. как в четных (1/2 1/4 итд длина волны) так и в нечетных ( 3/4, 5/4,длины волны) и т.д. Точно так же фазовые процессы происходят в 2/4 длинах волны, 4/4, 6/4, и т.д. Некоторые частоты имеют более сильные пики и провалы чем другие, из-за многократных отраженных волн, прибывающих с различных направлений. Фактически, все акустические проблемы во всех комнатах вызваны отражениями. Поскольку пики и провалы происходят в регулярно раздельных интервалах частот, график ачх помещения похож на гребенку или пилу(для дерева), за что эффект и обозвали - "гребенчатой фильтрацией". Этот эффект намного более явен в маленьких комнатах, потому что расстояние до стен меньше, и волна успевает слабее затухнуть в воздухе.. Энергия отражений также зависит от плотности стен. Одна из больших насмешек акустики - более толстые и твердые стены, имеющие хорошую степень изоляции вызывают больше акустических проблем, в первую очередь потому, что изоляция как раз и достигается повышенной способностью к отражению.Из сказанного понятно что пики и провалы происходят на предсказуемых расстояниях длины волны. Часто самые сильные провалы и пики возникают у стены, потому что фронт импульса в этом направлении несет максимальную энергию, при первичном прибытии волны и первичных отражениях. Если первичное отражение не будет подавленно (те время реверберации высокое) комната начнет наполнятся отражениями еще более усиливающими неравномерность. Графически это будет выглядеть как увеличение количества зубцов у гребенки. Отражения станут все беспорядочнее и общая равномерность начнет выравниватся с затуханием. Но на каких то частотах картина будет иной. при некотором расстоянии от отражающих поверхностей в момент когда отраженная волна совпадет по фазе с прямой колебания перестанут взаимно гасить друг груга.Это явление называется стоячей волной. Наше помещение откажется гасить эту волну. На каких частотах комната будет иметь основные резонансы вызванные стоячими волнами ? Это определяется простой формулой, для двух параллельных поверхностей (хочу тут сразу ввести термин акустическая параллельность, ибо с длиной волны растет угол между стенами при котором их можно считать акустически параллельными) частота равна = скорость звука разделить на расстояние помноженное на два. (извините что словами) На два, потому,что колебание должно закончить свой цикл. Таким образом, расстояние, которое соответствует резонансу на частоте 70 гц также, резонирует на 140 гц, 210 гц, и т.д Измерив расстояния в комнате между стенами, полом и потолком можно построить график собственных резонансов помещения. А что будет происходить ниже самой низкой частоты резонанса ? А там АЧХ будет очень ровной, тк длина волны станет такой, что она не сможет помещатся между стенами и давление будет расти и падать во всем обьемет комнаты. Что же мы имеем в итоге ? Почему этот абзац озаглавлен как проблемы мылых помещений? Из наших расзмышлений видно, что на нижних частотах резонансы следуют через значительные промежутки и должны привести к заметному изменению спектра отзвука по сравнению со спектром исходного звучания, следовательно, к изменению тембра.С увеличением частоты плотность резонансных частот быстро возрастает. В связи с этим в помещениях большого объема,основные ярковыраженные резонансы попадают в ненужную нам зону. Иное положение в помещениях небольшого объема -основные резонансные частоты попадают в область хорошо слышимых звуков. Отсюда мы выведем большое правило - самое опасное явление - одиночно распределенные резонансы вызванные стоячими волнами,устойчивые и фиксированные геометрией помещения. Они дадут нам самую высокую степень неравномерности АЧХ. Поскольку большое количество близкорасположенных провалов и пиков не дадут такой сильной неравномерности как один ярковыраженный. Так же мы выяснили, что АЧХ для каждой точки помещения имеет собственный вид, при наличае в помещении отражений. С ростом частоты пики и провалы в АЧХ распределенны равномернее, те чем более хаотично распределенны отражения тем более гладкую характеристику и менее окрашенное звучание мы имеем.





Часть два, очень короткая. Что же делать ?

Собственно все ясно из предъидущей части, задачи собственно две, максимально подавить стоячие волны, это можно сделать как эффективным поглощением конкретного диапазона, так и изменением геометрии помещения. Вторая задача в обеспечении максимально равномерного харатера отражений, для чего применяются рассеивающие конструкции, беспорядочно отражающие волну в разных направлениях.





Часть три. Немного о направленности мониторов.

Тема мониторов очень обширна, и к сожалению я не смогу изложить все свои мысли врамках этой статьи, поэтому придется быть очень кратким.

К сожалению тут так же не удасться рассмотреть взаимодействия динамика и окружабщей среды, желающие могут ознакомится с моей статьей об акустическом оформлении и конструрировании АС. Мы так же не сможем учитывать характеристики конкретных мониторных систем, поэтому предлагаю порасссуждать на другую тематику. Мы будем пытатся сформулировать концепцию идеального мониторинга.

Любой физический излучатель характеризуется направленностью излучения. Все знают что мониторные системы имеют разную направленность в зависимости от частоты.(из за разной длины волны и фиксированной скорости звука в воздухе) Из этого можно сделать следующий неутешительный вывод - положение слушателя относительно АС при котором мы имеем правильное соотношение частот крайне фиксированное. При сдвижении как в сторону, так и в бок АЧХ будет менятся. В каждой точке пространства вокруг АС мирно существует свой индивидуальный график АЧХ. (!) Звуковая картинка в пределах рабочей зоны (микшерный пульт, стойка приборов, стол) будет сильно неравномерная, плюс добавятся неравномерности комнаты о которых мы только что закончили разговор. Положение мягко говоря не утешительное. Вывод напрашивается сам собой, необходимо сделать всенаправленный излучатель. Тогда при любом положении от него обеспечится равномерный спектр. Отражения так же станут распределенны гораздо более равномерно . Казалось бы идеальный путь найден, однако принцип - потеряем там где находим в акустике работает особенно актуально.

Часть три. Удар по концепции всенаправленного мониторинга.

До этого мы рассматривали всего лишь один излучатель,но современные контрольные системы чаще всего используют два стерео монитора. Вы скажите а какаяразница ? и будите обсолютно не правы. Для того чтобы комната нам не мешала поместим наш всенаправленный монитор в безэховую камеру или вынесем на улицу. Пока он один все происходит как и задумывалось, в каждой точке вокруг него достигнута равномерность АЧХ. (по мере удаления удельная энергия вч конечно будет падать, но мы рассматриваем ближнее поле) Внесем второй монитор. Картина резко изменится. В зависимости от расстояния между мониторами на каждой конкретной частоте оба данимика попадут либо в точку максимального либо в точку минимального давления. Следовательно нагрузка акустической среды на диффузор будет менятся с частотой и зависеть от расстояния между мониторами (акустическая нагрузка тема другой статьи), кроме этого характер распространения волн приведет к сильной интерференции во всем спектре. И к уже знакомой нам гребенчатой фильтрации ..
Вывод - установив даже полностью исключив влияние помещения, с двумя всенаправленными мониторами мы получим крайне неравномерное поле. От чего бежали к тому и пришли. Тогда как чем более острая направленность излучателя тем меньше взаимодействий между ними.



Часть чтыре. Добро пожаловать в реальный мир.

Тут тоже пару слов. Все описанные проблемы не живут в трех разделах, они нападают одновременно. Та же стоячая волна изменяет акустическую нагрузку на

динамик, интерферентные явления происходят между прямым и отраженным звуком, а если учетсть еще и то, что волны разных частот излучаются не в равном временном промежутке, становится совсем грустно.



Часть четыре. Базовые реалиии, или немного о грустном.

НЕ существует мониторных систем способных обеспечить равномерную АЧХ.

НЕ существует мониторных систем способных обеспечить минимум задержек и неискаженную импульсную характеристику в широком диапазоне.

НЕ существует мониторов способных одинаково работать в разных помещениях.

Неуправляемые процессы в акустически необработанных помещениях ставят крест на возможности адекватного мониторинга во всем частотном диапазоне.

Неверная установка и настройка мониторной системы зачастую приводит к еще большим проблемам,чем это кажется.

Невозможно создать мониторы не зная свойств помещения в котором им придется работать.

Мониторная система которая имеет право называтся таковой стоит очень дорого и требует больших затрат на акустическое проектирование.

НЕ существует мониторных систем одинаково пригодных для разной музыки.

Мониторинг - фиктивное утопическое слово.

(с) Su.
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10319
Зарегистрирован: 02 май 2006


Вернуться в Учебные материалы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Наши проекты: MixGalaxy.ru | Всё о FruityLoops и FL Studio на MixGalaxy.ru | Всё о Propellerhead Reason на ReasonMusic.ru
cron