Запись, обработка и сведение вокала

Теория. учебники, видеоуроки.

Модераторы: Sibson, fat, Till Ulenspiegel, Yuri Prime, Deeman., SD, djnova

Запись, обработка и сведение вокала

Непрочитанное сообщение Smokey » 08 янв 2010, 02:04

Запись, обработка и сведение вокала

Здравствуйте уважаемые коллеги! В этой статье я попытаюсь осветить важные аспекты работы с вокалом: его записи, обработки и сведения с минусом в условиях бюджетной студии. Это вторая версия данного материала: пересмотренная, более раскрытая, и приведенная в форме "некоторые из методов, коих существует великое множество". В сети существует огромное количество материалов на многие темы освещенные здесь. Это тонны килобайт подробной технической и теоретической информации, большую часть из которой я пропустил через себя. Так вот, впитав в себя только самые важные и практически применяемые аспекты каждой из тем, и изложив все это доступным человеческим языком, я делюсь этой информацией с тобой, читатель. Честно говоря, в процессе написания статьи, я сам провел много исследований, и сделал для себя много открытий, понял многие темы более глубоко. Но это не только мои личные наработки и субъективные взгляды, это также перечень методов и советов от множества опытных звукорежиссеров. Часть материала взята с сайтов rmmedia.ru, mixgalaxy.ru, ixbt.com, fdstar.com и других. Работу с вокалом можно разделить на три этапа: запись, обработка и сведение.

Содержание
    Звукозаписывающий тракт
    Микрофоны
    Предусилители
    Звуковые интерфейсы
    Запись
    Моно или стерео?
    Скрим, гроул, и просто крик
    Бэк-вокал, дабл-трэки, атмосфера
    Обработка
    Лидирующий вокал
    Предварительная компрессия
    Эквализация
    Сатурация
    Компрессия
    Максимизация
    Реверберация и дилэй
    Бэк-вокал
    Сведение


Но прежде, давайте поговорим о самом важном моменте в работе с вокалом - звукозаписывающем тракте.

Очень важно правильно записать вокал, ведь порой он требует минимальных обработок, и никогда не стоит думать в таком ключе: "ничего, после обработки будет лучше". Здесь большое значение имеет звукозаписывающий тракт. Базовой можно назвать следующую схему: микрофон -> предусилитель/микшер со встроенным предусилителем/канальный тракт -> звуковой интерфейс.

Микрофоны

Микрофоны бывают разных типов, - динамические, конденсаторные, конденсаторные с ламповым предусилительным трактом (далее - ламповые), ленточные и другие, но самыми распространенными являются динамические и конденсаторные. Динамические больше подходят для живых выступлений, на студиях же звукозаписи чаще используются конденсаторные, или ламповые. В бюджетных студиях часто используются и динамические микрофоны, как для записи инструментов, так и для вокала. Кстати говоря, качественный динамический микрофон, порой дает лучшие результаты чем дешевый конденсаторник. Немного о ламповых микрофонах. По-мнению их обладателей, имеют свой характерный теплый ламповый окрас, но ввиду их очень большой стоимости, и перспективы износа лампы, они не имеют широкого распространения среди бюджетных студий.

Все типы конденсаторных микрофонов требуют питания, которое чаще всего осуществляется через схему называемую "фантомной". Фантомное питание осуществляется непосредственно через XLR-шнур, и зачастую равно +48 V. Конденсаторные микрофоны за счет своей более сильной чувствительности лучше передают все нюансы речи и пения. У конденсаторных микрофонов, на борту имеется своя собственная схема предусиления, будь-то транзисторная или ламповая, но тем не менее, аудио сигнал необходимо усилить. Это осуществляется при помощи предусилителей.

Предусилители

Часто они бывают встроены в звуковые платы или микшеры, но такой вариант, как правило, не устраивает профессиональных звукорежиссеров. Среди них большое распространение имеют так называемые канальные тракты (англ. - channel strip). Это, чаще всего выполненный в рэковом варианте, прибор для обработки голоса, включающий в себя предусилитель с фантомным питанием, блок динамической обработки, и другие блоки в зависимости от фирмы, модели и категории. Но следует отметить, что если вы не занимаетесь радиовещанием или концертной деятельностью, вам хватит классического предусилителя, без множества блоков обработки, исключением является наличие бортового компрессора, пусть даже с одним параметром - этого хватит для предварительной компрессии: чтобы не сильно понижать уровень записи, но при этом и не записывать перегрузы. Важно понимать, что записанный материал, подвергнутый предварительной обработке в тракте, нельзя вернуть в оригинальный вариант. Если сильно пережал, вряд ли удастся качественно вернуть динамику используя экспандер (или компандер) - компрессор, работающий в обратном направлении. Сигнал, превышающий уровень 0 dB, не распознается, и не оцифровывается АЦП звуковой карты, ведущей запись в 24-битном режиме (при любой частоте дискретизации). Поэтому, все, что превышает 0 dB, срезается, и поэтому разумно вести запись на "безопасной громкости" -6 -3 dB, либо использовать предварительный компрессор или лимитер, встроенный в предусилитель или канальный тракт, либо выполненный в отдельном блоке. Очень большое значение имеет звуковой интерфейс, производящий оцифровку аналогового сигнала.

Звуковые интерфейсы

В звуковом интерфейсе, самую важную роль играют АЦП/ЦАП преобразователи. Они отвечают за то, какого качество будет звук. Все остальные набортные схемы, несут опциональный характер. Современные звуковые платы, ведут запись в 24 бит, 96 кГц. Но это не является определяющим параметром, т.к. почти все более-менее "про" карты обладают этими параметрами. Само качество АЦП/ЦАП преобразования - элемент непосредственно влияющий на то, какой у вас будет звук. Поэтому никогда не стоит экономить на звуковой карте. Типов взаимодействия звуковых интерфейсов с персональным компьютером существует три - посредством usb-интерфейса, firewire, и pci-шины на материнской плате ПК. Наиболее предпочтительным интерфейсом среди профессионалов является firewire. В принципе, на качество звука интерфейс подключения никак не влияет, т.к. выполняет функцию передачи цифрового звука, который передается в виде сэмплов - маленьких кусочков цифрового потокового звука. Кол-во передающихся сэмплов в минуту называется длиной буфера. Чем меньше длина буфера, тем длиннее сэмплы, следовательно большая нагрузка на процессор, и при его перегрузке возникают так называемые щелчки - паузы между сэмплами, вследствие того что процессор не успевает их обработать. Увеличение длины буфера уменьшает нагрузку на процессор, но подводным камнем в данном случае является задержка (англ. - latency). Т.е. процессор работает как бы наперед, сначала обрабатывает сэмплы, а только потом передает их на ЦАП, в следствии этого возникает задержка. При работе со звуком в секвенсоре, задержка не особо мешает, но при игре вживую она является неприятным фактом. Возвращаясь к теме об интерфейсах подключения, следует отметить, что usb-шина имеет жесткое ограничение по скорости передачи и объему данных, что сказывается на времени задержки. Firewire и PCI-шина имеют более высокие пропускные способности. Некоторые звуковые карты имеют на борту DSP (Digital Signal Processor), микропроцессор, предназначенный для цифровой обработки сигналов. Плюсом наличия DSP, является то, что цифровой сигнал обрабатывается внутри микропроцессора звуковой карты, посредством встроенных алгоритмов, параметры которых задаются на специальных vst/dx плагинах, предназначенных для данной карты. Это существенно снижает нагрузку на ПК, позволяет в реальном времени подмешать, скажем, ревера на голос вокалиста, и прочее.

Запись

При записи большое значение имеет помещение, в котором она ведется. Хорошо заглушенная комната, будь то одеяла или ковры на стене, или современные звукопоглощающие и звукоизоляционные фирменные покрытия, очень сильно облегчит обработку голоса, сведя ее к разумному минимуму. Но абсолютно "глухая комната", если она вообще может теоретически существовать, даст очень сухой и мертвый звук. Из этого следует что любое помещение характерно "звучит", и это отнюдь не плохо, это также является своего рода обработкой. Записывать лучше всего при уровне -6 -3 dB, как уже было сказано выше. Некоторые мои начинающие коллеги, часто задаются вопросом, писать в моно или стерео?

Моно или стерео?

Итак, если у вас один микрофон, значит одна мембрана, то бишь сигнал моно. Будете вы его писать в моно или стерео режиме, разницы никакой нет. Разумнее будет писать в моно, ради элементарного экономия места на жестком диске, т.к. стерео запись это просто два абсолютно идентичных сигнала в левом и правом канале, отсюда - размер файла в два раза больше. Другое дело - запись со стереопары. Стереопара - два микрофона. Конечно, если вокалист один, какой толк от двух микрофонов спросите вы. Расположение микрофонов может быть разное, но идея заключается в том, что один из микрофонов "снимает комнату", т.е. пишет звучание помещения. Этот метод разумно использовать при записи различного вида академического пения, в больших залах, со своей уникальной акустикой. Также стереопарами пишут музыкальные инструменты.

Скрим, гроул, и просто крик

Запись громкого вокала - очень деликатный момент. Легко можно получить перегруз если не используется компрессор или лимитер, либо если используется - чрезмерно пережатый голос. Профессиональные вокалисты знают, что если они собираются перейти на скрим, то нужно слегка отдалиться от микрофона, в зависимости от мощности голоса. Тот же прием используется при живых выступлениях, вы наверное замечали как певцы отдаляют микрофон при громком исполнении, либо постепенно отдаляют имитируя затухание. Хотя очень часто рок-вокалисты пренебрегают этим, в случае если специально нужен эффект дисторшена. Как бы то ни было, если речь идет о студийной записи, разумнее записывать без перегрузов, т.к. любой эффект всегда можно добавить при пост-обработке.

Бэк-вокал, дабл-трэки, атмосфера

Чистый вокал, без всякого рода добавочных дорожек очень редко используется в современной музыке. Для легкого восприятия, типы добавочных дорожек можно разделить на бэк-вокал, дабл-трэк, и атмосферу. Бэк вокал (англ. - background vocal), как ясно из названия, является вокалом "заднего плана". Используется для подчеркивания конкретных слов, обычно исполняется одновременно с основным голосом. Бэк-вокал можно записывать в двух экземплярах (дабл-трэк), как можно более идентичных, для последующего распределения по панораме - в левый и правый канал. Этим решаются две задачи: предотвращение конфликтов с лидирующим голосом (который обычно находится в центре), и отдаление на задний план. Дабл-трэком (англ. - Double Track - Двойная Дорожка), прописывают лидирующий вокал или бэк-вокал. Двойным, тройным, или даже четверным трэком чаще всего записывается припев, для его выделения и подчеркивания. Различного вида голосовые эффекты - шепот, крик, речь на заднем плане и т.п. называют атмосферой, используется для создания атмосферы трэка, для передачи всех переживаний и эмоций. Здесь правил никаких почти нет - это дело фантазии артиста.

Обработка

Итак, голос записан, пришло время его предварительно обработать, для последующего сведения. Важно понимать, что человеческий голос в музыкальном произведении является таким же инструментом как гитара, пианино или орган. И если вы имеете проект инструментала, разумно будет обрабатывать голос непосредственно в проекте, нежели смешивать с готовым wav-файлом. Профессиональные продюсеры не редко используют такой метод: сначала вокал записывается на так называемую "рыбу" - обычно ритм-секция, без инструментального наполнения, скелет трэка, а уж затем, строят музыку вокруг голоса. Это помогает избегать конфликтов уже на стадии "зачатия":) Очень часто инструменталы написаны таким образом, что голос туда уже ну никак не вписывается - огромное кол-во конфликтов, "забитая середина" это основные ошибки продюсеров. При таком раскладе приходится активно работать эквалайзером и мультибэндовым компрессором, освобождая спектр для вокала, при этом существенно страдает картина инструментала. Если же у вас имеется проект, это существенно облегчает задачу, подробнее об этом смотрите в разделе сведение.

Лидирующий вокал

Итак, начинаем обработку с лидирующего вокала. Многие сразу включают соло-режим, и допускают ошибку. Абсолютно неважно как звучит голос отдельно, важно то, как он звучит в миксе. Поэтому всю обработку и сведение желательно делать в миксе. Не редко бывает, что голос без пост-обработки и сведения звучит тихо, и когда вы работаете в миксе, очень тяжело улавливать какие-то изменения. Поэтому первое, что я делаю, это нормализую голос до 0 dB. Забавно, но иногда, в случае если голос в соло звучит чисто и прозрачно (если у вас очень хорошие и дорогие микрофон и внешние приборы), то большая часть так называемой обработки голоса сводится к освобождению спектра и избегания конфликтов в инструментале, за небольшим исключением. Но это отдельная тема, и про нее можно много писать, а в этой статье речь идет преимущественно о вокале. А что же делать, если мы не имеем проекта? В этом случае все проще. Можно просто слегка прибрать громкость инструментала, тем самым голос относительно минуса станет громче. Либо можно при помощи мультибендового компрессора поработать с серединой, как было описано выше. Итак, если голос теперь нормально слышно, значит можно начинать работать. Если в звукозаписывающем тракте вы не вырезали все что ниже 60 или 80 Гц - сделайте это. Очень редко встречаются люди, которые могут издавать звуки ниже 60 Гц. А если нет никакой разницы, зачем платить больше? Ниже 60 Гц может быть какой-нибудь посторонний шум - гул помещения, случайно задетая вокалистом стойка, и т.д. и т.п. В учебнике по физике за 10-й класс написано, что диапазону человеческого голоса соответствует интервал частот от 70 до 10 000 - 12 000 Гц. Ну, 12 000 это пожалуй не предел, но я смело режу все что от 16 000, поскольку в этом районе действительно ничего полезного нет, наоборот, чаще всего после границы в 16 000 Гц и до конца располагаются всякие артефакты речи. Далее, если не использовался внешний компрессор, то запись на осциллограмме наверняка выглядит очень неровно, самое опасное - сильные всплески громкости. Поэтому разумно провести предварительную компрессию, то что по идее делается на внешних блоках , еще перед тем как сигнал попадет на АЦП звуковой карты. Для чего это делать, я попытаюсь объяснить.

Предварительная компрессия

Цель предварительной компрессии - избавиться от сильных всплесков громкости, слегка пригладить картину осциллограммы. Целью предварительной компрессии не является уменьшить динамический диапазон и уплотнить запись, а всего лишь избавиться от резких скачков в громкости, которые впоследствии сильно испортят картину. Поэтому значение threshold небольшое (-4 -5 dB), так как мы не хотим "зацепить" ничего, что ниже средней громкости записи. Все что выше этого значения компрессор расценивает как слишком высокую громкость, и начинает работать. Ratio ставим больше, примерно от 5:1 до 10:1, чтобы компрессор не стеснялся понижать уровень, даже если придется понизить на 10 дБ, в зависимости от силы всплесков. Attack и release как можно меньше, чтобы компрессор успевал оперативно срабатывать. Обычно, только для этого и используются внешние компрессоры, за исключением того, если вы ведете радио эфир. Почему? Потому что как уже было сказано, вся обработка, выполненная на внешних блоках, не обратима, поэтому желательно и что немаловажно - удобнее, не делать никаких значительных обработок в тракте.

Эквализация

Если у вас хороший микрофон, с относительно ровной АЧХ, то эквализация практически не требуется, за исключением среза всего что ниже 60 - 80 Гц (если только это не битбокс). Рекомендую посмотреть АЧХ вашего микрофона в его паспорте или мануале. У некоторых микрофонов бывают подъемы на разных частотах. Иногда эти подъемы имеет смысл прибрать эквализацией, но в первую очередь слушайте как все звучит в миксе. Эквализация голоса это очень щекотливый момент, легко можно получить неестественный звук. Поэтому прежде чем эквализировать, задумайтесь, с какой целью вы собираетесь это делать. Добавить голосу прозрачности или теплоты можно другими способами. Один из них это сатурация.

Сатурация

Сатурация (англ. Saturation - Насыщенность) - процесс обогащения спектра гармониками. Но слух это можно определить как добавление звонкости, яркости, прозрачности. Сатуратор, как и эксайтер, добавляет новые гармоники, тем самым насыщая звук, в отличие от эквалайзера, который может только повысить громкость уже существующих. Для голоса, такой тип обработки, казалось бы, неприменим, т.к. происходит значительное изменение звука, и тем самым мы теряем естественность. Но, спешу отметить, что многие микрофоны имеют свой характерный звук, так называемое "подкрашивание", которое вносится на предусилительной схеме микрофона, что в какой-то степени делает и сатуратор. Ту же функцию выполняют и ламповые предусилители и внешние эксайтеры на канальных трактах. Поэтому я считаю разумным использовать сатуратор, если звук после этого становится лучше. Каким образом делать сатурацию? Насколько сильно подмешивать? Каким плагином пользоваться? Я попытаюсь ответить на эти вопросы. Начнем с плагинов. Их может существовать большое количество, разных фирм и с разными названиями. Но что у всех сатураторов общее - это две полосы - низкочастотные и высокочастотные гармоники. Например, рассмотрим плагин от фирмы PSP - MixSaturator. Сразу обратим внимание на две секции - bass и treble, и на их параметры. Freq - выбор частоты на которой будет происходить сатурация. Следует отметить, что сатурация происходит не только на этой конкретной частоте, а как бы в ее районе, на подобии параметрического эквалайзера, у которого всегда существует ширина полосы. Вторая ручка warmth на секции bass, и compress на treble, выполняют одну и ту же функцию - компрессируют сатурированный сигнал. Чем больше - тем плотнее сатурация. Adjust - громкость сатурированного сигнала. Сатурацию лучше делать на слух, каких-то популярных настроек я приводить не буду, т.к. для каждого голоса и стиля исполнения они свои. Единственное - могу дать совет как легче подобрать настройки: слегка добавьте adjust, т.е. повысьте уровень сатурации, чтобы ее стало лучше слышно, затем медленно пройдитесь по всему спектру крутя ручку freq, пока не найдете самую оптимальную частоту, затем потихоньку прибавляйте warmth или compress в зависимости от полосы. Процесс сатурации является психоакустическим эффектом, и предназначен в большей степени для баса, и других инструментов, и в меньшей степени для голоса. Поэтому использование сатуратора или эксайтера для голоса не всегда приемлемо. Но, как уже было сказано, если звук после его использования становится лучше, то почему бы собственно и нет?

Компрессия

Компрессия... Как много в этом слове. Пожалуй, это самое гениальное, и самое спорное изобретение в мире музыки. Без него сейчас ничто не обходится, даже совсем еще зеленые продюсеры, не знающие, для чего он нужен и как работает, все равно обязательно включают его в цепь, чисто для галочки, потому что так все делают. Существуют также противники компрессии, они в своем сведении отказываются от применения компрессора, своеобразная музыкальная акция протеста, либо просто попытка выделиться. Так что же делает компрессор? Компрессия - процесс, при котором компрессор компрессирует звук :-). А если быть точнее, работу компрессора можно описать следующим образом. Если уровень звука, поступающий на вход компрессора превышает пороговое значение, которое устанавливается пользователем (threshold), то компрессор в этот момент срабатывает, и понижает громкость сигнала с силой равной степени компрессии (ratio). То, с какой скоростью сработает компрессор, и как скоро он вернет изначальный уровень громкости, напрямую зависит от значений атаки и релиза (attack, release) соответственно. Например, установки компрессора следующие: threshold: -4dB, ratio: 3:1, attack: 5 ms, release: 20 ms. Итак, на вход компрессора подается сигнал, который в какой-то момент превышает уровень -4dB, и компрессор срабатывает. Если сигнал равен -1 dB (т.е. превышает порог на 3 dB), то компрессор понизит громкость до 1 dB, соответственно значению ratio. Компрессор начнет работать немедленно после того как будет зарегистрировано превышение порога, и в течении 5 миллисекунд будет понижать уровень. После того как входящий сигнал перестанет превышать порог, компрессор вернет громкость в изначальное положение в течении 20 миллисекунд. Все эти процессы происходят очень быстро (представьте себе, что вы можете сделать за 5 миллисекунд?), и при недостатке опыта очень трудноуловимы человеческому уху. Но с опытом вы начнете слышать компрессию. Но как же делать компрессию голоса? Самое глупое, что я слышал было: "Компрессировать надо так, чтобы даже если ты очень тихо шепчешь, было слышно также громко, как если бы ты кричал". В жизни так не бывает! Конечно, из обработки голоса много чего в жизни не бывает, но главная задача звукорежиссера при обработке голоса - это сделать все манипуляции как можно менее заметными и как можно более естественными. Голос это тот звук, который мы слышим чаще всего в своей жизни. Мы без труда узнаем по телефону своих друзей, замечаем изменения в их голосе если они простудились, чувствуем их настроение, волнение, уверенность и т.д. и т.п. Поэтому любые изменения голоса при обработке очень легко заметны, и при злоупотреблении эффектами голос звучит неестественно, и мы не воспринимаем его как человеческий голос вообще. Т.е. мы конечно знаем что это поет человек, но наше подсознание отвергает его, поэтому портится общее впечатление от трэка в целом. Поэтому идеальную компрессию нужно делать так, чтобы ее не было заметно. Можно использовать такой метод: делаем легкую компрессию при большом значении threshold, когда явно слышно как работает компрессор, настраиваем attack/release, ratio, затем медленно поднимаем threshold до того момента когда компрессии уже почти не слышно, при этом судя по индикаторам - она происходит.

Максимизация

Максимизация - повышение общей громкости при мастеринге. Принцип работы максимайзера очень схож с компрессором. Максимайзер является прибором динамической обработки, и состоит из лимитера и простого усилителя сигнала. Лимитер - тот же компрессор, но в отличии от компрессора, задача лимитера - избежать клиппинга, т.е. превышение уровня сигнала значения 0 dB. Простой лимитер устроен так: порог лимитера обычно 0dB, ratio бесконечность:1 (то есть каким бы по мощности не был уровень сигнала, лимитер понизит его до значения 0dB, все что ниже - лимитер не тронет), атака и релиз у лимитера минимально возможные, поскольку для лимитера важно немедленно предотвратить превышения порога, и так же немедленно вернуться изначальное положение, дабы избежать искажения фонограммы. Т.е. проще говоря, максимайзер это тот же лимитер, только с финальным усилением сигнала. Из этого можно сделать вывод, что задача максимайзера - повышение уровня сигнала до максимально возможного значения (без значительного искажения звука). Одно из отличий максимайзера от лимитера в том, что многие максимайзеры имеют функцию "заглядывания вперед" (look-ahead). Она заключается в том, что максимайзер следит за тем, какой будет уровень сигнала за некоторое время вперед, чтобы избежать прохождения порога, резкого всплеска уровня, поэтому вносится небольшая задержка. Но ведь можно просто поставить низкое значение атаки на лимитере, скажите вы. Да, но очень резкое понижение уровня слышится как некий разлом, про него часто говорят как искаженный или пережатый звук. А при "заглядывании вперед" максимайзер заранее плавно начинает понижать уровень, избегая тем самым разломов. Итак, зачем же применять максимизацию для голоса, тем более, когда он уже компрессирован? Есть простая причина этому. Компрессор сужает динамический диапазон, делает громкие звуки тише, а тихие громче, так? После компрессии, иногда голос звучит не достаточно громко по сравнению с фонограммой. Повышение плотности компресии может решить эту проблему, но не стоит жертвовать динамикой ради громкости. Для этого и есть максимайзер. Чтобы повысить уровень до максимально возможного, не внося значительных изменений в динамику.

Реверберация и дилэй

Реверберация


Думаю, все знают, что такое реверберация - многочисленные повторения звука отраженные от окружающих предметов, но не путайте реверберацию с дилэем. В принципе, реверберация и дилэй это одно, и тоже, разница только во времени между повторениями, и их количестве. При реверберации число повторений очень велико, и промежутки времени между ними ничтожно малы, поэтому звук как бы "смазывается". При дилэе, число повторений невелико, и промежутки времени намного больше. В природе мы не слышим звуки без реверберации и незначительного дилэя. Эти явления есть почти всегда, за исключением студийных помещений, где стены покрыты звукопоглощающими материалами. Но эти условия являются неестественными, так сказать лабораторными. Поэтому на голос, да и на все звуки, желательно всегда применять реверберацию, и иногда дилэй. Реверберация для голоса всегда подбирается на слух, и в зависимости от стиля, характера исполнения и от многих других факторов. Чем больше реверберация, тем дальше воспринимается источник звука на слух. Давайте рассмотрим основные параметры реверберации. У разных приборов реверберации бывают разные параметры, но есть основные, которые почти всегда присутствуют в любом ревербераторе. Начнем с типов помещения. В разных ревербераторах, бывают разные типы помещений, но самые основные это hall (зал) - имитация большого помещения; room (комната) - небольшого помещения; live (сцена) - имитация сцены, хорошо подходит для солирующих инструментов, а также для голоса, если он является приоритетным инструментом в произведении; plate (пластина) - имитация имитации реверберации (металлические пластины подвешенные под напряжением), как ни странно очень хорошо подходят для голоса, т.к. имеют плоский и линейный звук; chamber (эхо-камера) - еще одна имитация имитации, комната в которой на стенах располагаются различные отражающие материалы; gate - резко прерывающаяся реверберация, хорошо подходит для барабанов; reverse - дает интересный эффект реверса. Каждый тип помещения имеет свои характеристики соответственно названиям. Но применительно к вокалу больше всего подходит plate, иногда live или hall. Реверс дает очень интересный эффект, который часто применяют в фильмах, и иногда в музыке. Это когда реверберация инвертирована, а основной сигнал остается неизменным. Эффектно смотрится перед началом вокальной партии, голос как бы плавно появляется. Такого же эффекта можно добиться инвертировав исходный сигнал, применить к нему обычную реверберацию, и развернуть обратно. Исходный сигнал идет в правильном направлении, а вот реверберация задом наперед. Параметры реверберации обычно не вызывают непониманий, но можно описать самые основные. Dry/wet - соотношение эффекта и сухого звука, diffusion - растворение, расплывчатость реверберации, early reflection level/predelay - ранние отражения звука, high cut/low cut - срез высоких или низких частот (разные материалы имеют разные коофициенты поглощения тех или иных частот, срез высоких частот отдаляет звук на задний план), reverb time - время затухания реверба, size - объем помещения. Интересный эффект дает применение двойной реверберации одновременно - с небольшим и в 2 раза большим временем затухания (например plate + hall).

Дилэй

Дилэй, как реверб, имитирует отражения звука, но в естественных условиях дилэй встречается реже чем реверб, поэтому и применяют его для голоса реже чем для инструментов. Область применения дилэя - подчеркивания конкретных слов или фраз, бэк-вокал, дабл трэки и т.д. Основные настройки дилэя это соотношение dry/wet, feedback - затухание повторений, time - время между повторениями. Обычно время между повторениями всегда задается в соответствии с темпом проекта, за редкими исключениями, иначе повторения начинают диссонировать и сбивают с темпа. Интерессных результатов можно добиться стереопанорамированием дилэя, обработкой повторений различными фильтрами и эффектами.

Бэк-вокал

Также как и лидирующий, бэк-вокал и дабл-трэки подвергаются динамической обработке. В большинстве случаев она аналогична лидирующему, за исключением плотности компрессии, которую можно повысить для более подчеркнутого звучания. В отличии же от лидирующего, бэк-вокал, является вокалом заднего плана, поэтому его всячески отдаляют - будь то повышение уровня реверберации, или же небольшой срез высоких частот. Также на бэк-вокал можно добавить побольше дилэя. Если бэк-вокал исполняет тот же артист, что и лидирующий, то в этом случае могут возникнуть частотные конфликты, попросту говоря дорожки, тонут друг в друге. Вообще, частотные конфликты решаются разными способами - эквализацией, многополосной компрессией, но в случае с голосом, наиболее подходящим считаю панорамирование. Если бэк-вокал записан в двух дублях, то самым простым способом устранить конфликты будет распределить две дорожки по панораме - одну в правый, а другую в левый каналы. В случае, когда бэк-вокал записан в одном экзэмпляре, можно воспользоваться стерерасширителем. К примеру Waves Doubler, очень хорошо справляется с этой функцией. Он создает несколько копий исходного сигнала, вносит между ними небольшую задержку (т.е. каждая копия чуть-чуть запаздывает) и распределяет их по панораме. Также возможна коррекция питча, и частотная фильтрация. Чем больше отличаются копии друг от друга, тем объемнее звучит конечный результат. Если же просто скопировать исходный сигнал без изменений и развести по панораме, то произойдет просто увеличение громкости в два раза.

Сведение

Итак, после того как все голосовые дорожки обработаны можно приступать к сведению. В принципе, если вся обработка происходила в режиме микса, то основная работа по сведению уже выполнена. Т.е. голос уже должен звучать четко и прозрачно. Единственно, что может происходить это перекрытия спектров, или так называемые частотные конфликты. Любая электронная или живая музыка всегда стремится передать, как можно больше реалистичности и живости игры. Поэтому представьте себе живое выступление группы, в котором вокалист стоит по центру, а прямо за ним гитарист, барабанщик, и клавишник. Странная ситуация, не правда ли? Обычно все музыканты располагаются по сцене каждый на своем месте, и никто никого не перекрывает. Тоже самое происходит и в электронной музыке, когда инструменты неправильно панорамированы. Поэтому при сведении, полезно представить себе живое выступление, и предположить где будет находиться тот или иной инструмент (музыкант с инструментом). Проведя простое панорамирование, можно решить почти все конфликты. Вокалист обычно находится в центре, барабанщик прямо за ним, все остальное по бокам. Зная два простых правила, о панорамировании и о том, что тем глубже реверберация, чем дальше находится инструмент, можно построить трехмерную картину расположения музыкантов на сцене. После такой обработки музыка кажется очень живой и реалистичной. Иногда бывают ситуации, когда частотный диапазон, в котором звучит голос, сильно забит инструментами, и панорамирование не до конца решает проблему. В этом случае можно поступить таким образом: у инструментов, которые играют в среднем диапазоне, слегка (1-2 dB) вырезать частоты которые могут конфликтовать с голосом - в районе 600 - 700 Гц. Также можно слегка прибрать их громкости, но для того чтобы не потерять картину инструментала - компенсировать понижение громкости более плотной компрессией. При этом желательно вообще не трогать ритм и бас.

Часто неопытные звукорежиссеры спрашивают как сделать голос как у того или иного исполнителя. Они считают, что есть какой-то секрет в его обработке. И правда, порой приходится удивляться чистоте и приятному тембру голоса исполнителя. Но это, ни что иное как его собственный натренированный голос, грамотная работа с бэк-вокалом, дабл-трэки и т.д. Обработка здесь ни при чем, и никакого секрета нет. Удачи вам!

(C) DJ Smokey
Аватара пользователя
Smokey
Junior Member
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 10 июл 2007

Непрочитанное сообщение TContinental » 08 янв 2010, 23:47

если у вас один микрофон, значит одна мембрана

Нет не значит. Совершенно не значит. Всенаправленная диаграмма направленности приёмника давления, интересно, как по вашему обеспечивается? А восьмёрка? Скажу по секрету - там две мембраны.
Дальше не читал пока.
Последний раз редактировалось TContinental 09 янв 2010, 03:04, всего редактировалось 1 раз.
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10319
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение Smokey » 09 янв 2010, 01:04

Согласен! Про это я банально забыл, может потому что не имел дела с такими микрофонами. Знаю, круг, восьмерка. Там да, две мембраны. Еще в этой статье, я не упомянул о де-эссере. Имеет смысл отредактировать статью. Наверняка есть еще что-то чего я не учел?
Аватара пользователя
Smokey
Junior Member
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 10 июл 2007

Непрочитанное сообщение TContinental » 09 янв 2010, 02:55

http://forum.rmmedia.ru/showpost.php?p= ... stcount=50

Да и вообще не люблю я такие эти статьи. Сразу хочется привести сто противоречий этой статье просто потому что всё везде уникально и требует особого своего подхода во всём. Злой я.
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10319
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение Smokey » 09 янв 2010, 09:53

ТС, если ты помнишь, я когда-то уже выкладывал сюда статью на эту тему. Вы с диманом сказали что надо дорабатывать и т.п. Так вот эта вторая версия той статьи. Пусть будет хоть двести противоречий, я исправлю. Главное чтобы в итоге была полезная статья. Конечно, "статьями сыт не будешь", но не писать же книгу о вокале.
Аватара пользователя
Smokey
Junior Member
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 10 июл 2007

Непрочитанное сообщение TContinental » 09 янв 2010, 16:44

Переиначу имху. Эффективнее прочесть книги в прилепленной теме и научиться думать разнонаправленно самостоятельно и осознанно принимать решения те которые требуются. А не пытаться прочесть министатью и руководствоваться чужими аля "шаблонами". Это касается всего на свете, а не тока обработки вокала.
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10319
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение Smokey » 09 янв 2010, 17:34

Спасибо за книги, потихоньку читаю. Просто я поделился своим опытом, наверное ты прав, лучше самому до этого всего дойти. Вот после этого и верь всем этим статьям, такие как я пишут свои домыслы, которые не всегда соответствуют истине, а другие потом принимают все это за таковую. Короче говоря, все что написанно в статье это субъективные мнения разных людей, и ваше дело согласится или опровергнуть.
Аватара пользователя
Smokey
Junior Member
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 10 июл 2007

Непрочитанное сообщение TContinental » 09 янв 2010, 22:21

Вот именно - куча имх, а вы думайте что с ними делать - записать в чёрный список или молиться на них. Это будет проблемно для тех на кого как раз и ориентирована статья.


Эквализация

Если у вас хороший микрофон, с относительно ровной АЧХ, то эквализация практически не требуется, за исключением среза всего что ниже 60 - 80 Гц (если только это не битбокс). Рекомендую посмотреть АЧХ вашего микрофона в его паспорте или мануале. У некоторых микрофонов бывают подъемы на разных частотах. Иногда эти подъемы имеет смысл прибрать эквализацией, но в первую очередь слушайте как все звучит в миксе.


А это по мне дак ваще вздор не хилый. Каждая фраза почти про ровность ачх итд. Вокальные микрофоны под голос подбираются отчасти изза своих разнородных неровностей ачх - подбираются так чтобы подчеркнуть/убрать/компенсировать/выделить чтото в голосе. А вот измерительный микрофон эталонный для записи почти не подходит по причине линейности звучания и пресности результата. И если корявыйачхмикрофон подобран удачно, то как раз в итоге не надо это трогать эквализацией. Не надо. Поэтому вот.
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10319
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение Morpher » 09 янв 2010, 22:29

книги тоже далеки от панацеи.
Morpher
Senior Member
 
Сообщения: 626
Зарегистрирован: 22 сен 2009

Непрочитанное сообщение TContinental » 09 янв 2010, 22:48

Да. Один выход остаётся - убиться об стену от безысходности.
TContinental
EXTROVERT
 
Сообщения: 10319
Зарегистрирован: 02 май 2006

Непрочитанное сообщение SergZX » 09 янв 2010, 22:56

стена далека от панацеи
Аватара пользователя
SergZX
God Member
 
Сообщения: 7189
Зарегистрирован: 19 ноя 2008
Откуда: 59, 159, 66, 96, 196 rus

Непрочитанное сообщение Smokey » 10 янв 2010, 15:19

Панацея панацее рознь
Аватара пользователя
Smokey
Junior Member
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 10 июл 2007


Вернуться в Учебные материалы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Наши проекты: MixGalaxy.ru | Всё о FruityLoops и FL Studio на MixGalaxy.ru | Всё о Propellerhead Reason на ReasonMusic.ru